Впрочем, возможно, авторы Елена Гришаева и Ксения Романенко имели в виду не резиденцию местного союза художников, а какое-то свое личное пространство. 1 сентября там открывается экспозиция «Мой дом летает».
В творчестве двух омичек Гришаевой и Романенко дом – это всеобъемлющий, центральный образ, микрокосм, летящий в пространстве и времени. Изображенный снаружи и изнутри, общим и крупным планом, узнаваемый и подразумеваемый, в графике и живописи.
Общая интонация выставки соединяет романтическое, несколько ретроспективное видение и здоровую, добрую иронию.В живописи Елены Гришаевой архитектурные мотивы занимают значительное место: это и узнаваемые уголки старого города (Осень на Почтовой, 2015), и архетипичные серые сибирские дома (Март, 2015; Серый день, 2015), и знакомые до боли «хрущевки» (Клетки, 2018).
Елена Гришаева, педагог ДХШ №2, живописец
Ветхость уходящей натуры городской частной застройки полюбилась многим поколениям омских живописцев и графиков, и работы Елены продолжают эту традиционную линию. Однако у автора есть свой собственный прием, благодаря которому крупные живописные полотна заметны на выставках пейзажа.
Работы Елены Гришаевой
Художник придерживается аналитических принципов передачи натуры: реализм формы и цвета подкрепляется стилизацией, геометризацией. Композиция выстроена тщательно, возникает иллюзия «прибранности», упорядоченности.
Елена исследует структуру, форму и цвет живого камня, выстраивает архитектуру ландшафта, которая рифмуется со строением домов. Рукотворное и сотворенное природой в равной степени интересны художнику, укладываются в выбранный творческий метод.
Графика Ксении Романенко полна теплой иронии и любования повседневностью. В ее крупных печатных листах есть место и архитектуре дома, и тому, что находится внутри.
Ксения Романенко, график
Серия 2017 года «Красные зори» – это наблюдение за тихой жизнью уютного старого города, внимание к необходимым для этого уюта мелочам: растениям в кадках, котам, ажурным занавескам в окнах. И если у Елены Гришаевой пронзительная красота этих улиц выходит к зрителю через обобщенные формы и цвет, то Ксения предлагает проследить биографию своих натурщиков (домов), проявленную в линиях резного декора, разномастных филенках и наличниках.
Работы Ксении Романенко
Объединяющий цвет серии – красный – отсылает к названию улицы и добавляет бодрости немного сонным локациям. Три работы серии «Тихий час» так же связаны общей пластикой и цветом, здесь можно увидеть дом изнутри, непарадное и сугубо личное пространство с узнаваемой мебелью, щучьим хвостом, маленьким неспящим (несмотря на все усилия) человеком и, конечно, огромным умывающимся котом.
Художник приглашает заглянуть в свой мир, укутывающий и нежный, но описанный ярким и смелым языком. Графическим листам Ксении присущи сочная и лаконичная пластика, точно найденный пятновой рисунок и динамика. Всё и все куда-то либо летят, либо собираются в полёт (серия «По святым местам», 2021, «Летящая», 2022 ).
Два автора, работающие в различных техниках, во многом созвучны. Общность мотивов, творческая смелость, поиск и размышления сближают Ксению Романенко и Елену Гришаеву. Художники открывают для зрителей двери и окна своего летающего дома-ковчега, а авторский взгляд, внимательный и нежный, убеждает в том, что красота в глазах смотрящего.
Выставка будет работать до 23 сентября.
Фото со страниц вконтакте Елены Гришаевой и Ксении Романенко