Одна из них - это авторский проект Игоря Николаева "Петр №1", посвященная 350–летию со дня рождения первого русского императора.
Новая экспозиция - интерпретация образа Петра от художника Игоря Николаева. Три десятка черно-белых работ выполнены в технике диотипии – печатного оттиска на бумаге с прорисовкой изображения.
Художник создает собирательный образ Петра I, актуализируя популярные мифы о нем, существующие в народном сознании. Вот русский царь рубит окно в Европу, вот закладывает Санкт-Петербург, а вот отдает указ об отправке экспедиции Бухгольца в Сибирь.
Везде царь – канонический (рослый, худощавый с непропорционально маленькой головой) и в тоже время гротесковый, что делает его очень узнаваемым персонажем всей серии. Кстати, упоминания о колоритной внешности царя можно найти в исторических документах. Общеизвестно, что рост Петра превышал два метра. Однако при этом (кажется, просто невероятно!) он носил обувь 38-го размера, а одежду 48-го.
Такое изначально заданное физиологическое нарушение пропорций находит отражение в графических работах художника, работает на смысловой подтекст всей серии. Решая художественные задачи и создавая визуальные образы - Петра, его окружения, бытовые и исторические детали эпохи, - художник постоянно балансирует на грани между фарсом и серьезностью, а, точнее, перепрыгивает из одной крайности в другую.
Еще одна выставка "Игрушки маленьких омичей" носит ностальгический характер. Она представляет детские игрушки 1940-1990-х годов из коллекции Русаны Бордиян.
Экспозиция разместилась в холле на втором этаже музейного пространства. Многие предметы из собрания коллекционера представлены на выставке впервые. Есть здесь предметы быта и игрушки семьи Русаны Бордиян, которые бережно хранились и даже были незаслуженно забыты на протяжении многих лет, личные приобретения хозяйки коллекции, подарки друзей, знакомых и просто омичей, которые сумели сохранить до наших дней эти прекрасные и редкие экспонаты.
На выставке все представленные артефакты разделены на три временных периода. Игрушки, детские книги, открытки, игры хранят память о поколениях и истории страны. Через фактуру, материалы и даже цвета «подсвечивают» дух эпохи, а иногда во всеуслышание заявляют о ней.
Таким образом, через свою коллекцию автор максимально полно отображает веяния разных лет. Оценить уютную ретроспективу детских игрушек трёх поколений маленьких омичей можно в городском музее «Искусство Омска».
И третья летняя экспозиция - "Пределы миражей" - посвящена 100-летию Ю.М. Лотмана. Она представляет собой большой выставочный проект ГМИО, стартовавший 21 мая в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев».
Движущей силой и отправной точкой в создании экспозиции в этом году стало – 100-летие со дня рождения Юрия Михайловича Лотмана - литературоведа, культуролога, родоначальника отечественной семиотики. При этом выставка – это не буквальный рассказ о выдающейся культурологической личности, а важный для ГМИО (как музея культурологического профиля) символический жест, благодарность за особый способ видения, коммуникации и понимания культуры и искусства. Посыл ученого читать весь мир как текст становится концептуальной основой, на которой строится экспозиция.
Выставка занимает все два этажа музея. Это пространство целиком и полностью существует по своим законам: наполненное смыслами и символами, объектами и картинами - оно стирает грань между реальностью и фантазией, приглашает каждого сконструировать свои смыслы. Найти и обозначить свои пределы.
Визуализировать поиск пределов, зыбкость и миражность постоянно ускользающей реальности на выставке помогают живописные и графические произведения из фондов ГМИО. В числе представленных авторов: Г.П. Кичигин, В.В. Кукуйцев, В.И. Маслов, В.А. Погодин, И.А. Гурьянов, Е.Ю. Заремба, Г.Н. Манжаев, Т.Ф. Бугаенко.
С каждым арт-объектом выставки (будь то шары, лес, облако, озеро, пляж, рояли или звездолет) можно взаимодействовать, изучать, быть в диалоге. Исследовать «Пределы миражей» в ГМИО можно до 10 июля.
Фото предоставлено музеем "Искусство Омска"