В Омском Доме художника открылась выставка, посвященная 60-летию известного мастера живописи, востребованного педагога Татьяны Бугаенко. "Лабиринты" назвала ее автор.
В данный момент у члена Омского отделения Союза художников России, педагога института технологии, сервиса и дизайна работают как минимум две востребованные экспозиции за пределами нашего. Как ей удается творить, учить, быть примерной женой и очаровательной дамой, одному богу известно.
Корреспондент МС2 Василий Романов пообщался с юбиляром, дабы выяснить, что ощущает внешне моложавая женщина, у которой в паспорте столь солидная цифра возраста.
- Татьяна Федоровна, очень большая круглая дата. А как удается не думать, что дата большая, а куда-то вперед смотреть?
- Дата, конечно, большая, но условная. У художника нет ни выходных, ни проходных, ни отпусков, ни пенсий, ни дат, потому что художник находится в потоке. Мы когда работаем - все равно понедельник, воскресенье, как пошел энергетический поток - хватаешь кисти, мольберты. И до ночи. Пока ты не выпустишь все это из рук.
Пока творец в творчестве находится, в потоке - он вне времени, скажем так. Я думаю, что вам это тоже понятно. Когда вы пишете - это как песня, я читала вас. Вы выплеснули и больше ничего не добавишь. Кто как вздох-выдох. Вам это понятно, как никому.
- Чему вы учите своих учеников?
-Усидчивости. Закрыть лист, закрыть холст очень трудно. Ты должен физически спокойно закрыть просто поверхность. Начинается все с композиции. Ремесло - это труд адский. Это потом приходит легкость и хулиганство. Но это через шаги, через этапы, через школу, студию.
Сегодня была модель, которая рассказывала про анатомию. Не зная анатомии, ты ничего не сделаешь. Да, ты будешь смешивать краски, но школа, студия - это самое главное.
-Положительные эмоции кроме живописи вы от чего получаете?
-Жизнь прекрасна. Я очень люблю Омск, какой бы он ни был. Это энергия нашей Сибири. Вот настроили питерские архитекторы, а где широта, простор. А Омск сейчас отделали. Молодежь красивая, высокая. Я думаю, что у Омска большое будущее.
- А говорят у нас молодежь плохая. То есть вы не считаете, что Омск город Умирающий?
- Нет. У нас хорошая молодежь, которая почему-то думает, что где-то что-то лучше. Но я много где была. Поэтому я точно могу сказать, что наша молодежь самая лучшая в мире. Она впитывает, как губка.
- Вы имеете в виду омскую молодежь, которая учится у вас?
-Ту, которая приходит учиться. Они пытливые. Настолько быстро. Вот у меня год учебный прошел, и они со мной разговаривают на одном языке. Как они одеты. Как сейчас молодежь одета. Они эстетичные. Ничего лишнего. Более спортивные. Если какой-то интересный вопрос, они моментально в интернете интересуются.
Единственно, что у омичей, как и у россиян в целом, есть черта - они очень самокритичные. Они думают, что где-то лучше. И поэтому часто собой недовольны. Я им всегда говорю - вы живете в раю. Поезжайте. Сравните. Куда угодно, в любую страну.
У нас одеваются очень красиво. Все так чисто, отглажено. В Питере не так красиво, там молодежь считает, что он хороша и так. А у омичей все подобрано и по цвету, и спортом будут заниматься. Они молодцы.
- Искусствоведы любят делить творчество того или иного художника на разные периоды. У кого-то он "голубой", у кого-то "розовый". У вас какой сейчас?
- Тут есть такой момент, что художник зависит от красок, от материалов, с которыми работает. У меня был прозрачный период, и я писала прозрачные пейзажи. Мне приходилось писать на холсте мелкого зерна, поэтому я брала полупрозрачную краску и благодаря наложению одного и другого я добивалась прозрачности.
Я люблю все цвета, и только через некоторое время мы поймем, на что был акцент.
Фото Александр Катаев и Мария Макарова