Новости. Омск
bk55.ru

Карен Шахназаров: "Вступать в брак повторно. Зачем? Все ведь уже известно"

25-04-2022 12:16:13
 БК55

Известный советский и российский кинорежиссер Карен Шахназаров, создатель культовых фильмов «Курьер», «Звезда», «Мы из джаза», встретился в Москве с молодыми писателями из разных уголков России.

 

фото: БК55

 

Встреча прошла в рамках Всероссийской мастерской для молодых авторов «Мир литературы. Новое поколение».

 

В беседе с публикой Карен Георгиевич признался, что книги он любит больше, чем кино. Свой досуг он предпочитает проводить вовсе не перед плазменным экраном.

 

фото: БК55

 

Режиссер предложил вести встречу в формате «вопрос-ответ», и присутствующие не стали спорить, ведь вопросов у них было предостаточно.
Присутствующий на встрече корреспондент БК55 зафиксировал самые интересные из них.

 

Как в текущей ситуации должен высказываться художник, чтобы не раскалывать общество? Ведь главная цель искусства — созидать.

 

- У искусства много целей, образовательная, развлекательная (почему бы и нет). Но, как я считаю, самая главная цель — познание мира. А художнику нужно высказываться так, как он чувствует. Чем более искренне он это делает, тем лучше. Но это тяжело — обнажать себя.

 

Сейчас из России уходят иностранные бренды, для русских художников закрываются каналы для взаимодействия с Западом. Можно ли ждать на этом фоне подъема русской культуры?

 

- Не берусь сказать. Культурные всплески происходят помимо нашей воли и порой тогда, когда мы их не ожидаем. В Советском Союзе стимулом являлась мощная идеология, причем как для ее сторонников, так и для противников.

 

А что будет с кино? После того, как Голливуд ушел из наших кинотеатров, будет ли всплеск отечественного кино?

 

- Это, правда, хорошая возможность. Но для того, чтобы произошел «всплеск», нужно что-то делать, а не просто сидеть. Из ничего и выйдет ничего. Лучше всего в этом плане сделал Китай, который закрыл практически полностью показы иностранных фильмов. У них огромное производство, а иностранные компании вкладывают деньги в совместное производство фильмов с Китаем и на этих основаниях показывают фильмы у них в стране.

 

Будет ли театр в будущем соединяться с кино?

 

- У театра и кино разная природа. Театр создает для нас условный мир, а кино — стремиться выдать его за реальный. Мне кажется, для театра было бы ошибкой — сливаться с кино. Мне хочется, чтобы он остался таким, каким есть. Я был воспитан на театре. И сейчас хожу, часто ищу там актеров, потому что их репутация выше, чем у актеров кино.

 

Что должен сделать современный автор, чтобы его книгу экранизировали?

 

- Проблема современной русской литературы — ее трудно адаптировать в кино. Посмотрите на американские фильмы — практически все сняты по книгам. Там есть интересная история. Американский писатель сразу пишет и книгу, и киносценарий к ней. В русской современной литературе историй не хватает, много описаний, рассуждений. Это не плохо, но если вы хотите быть экранизированным, нужно думать об этом. Хорошее произведение всегда можно пересказать в 2-3 предложениях. 

 

Было бы полезно проводить в школах и университетах просмотры советских фильмов, как вы считаете? Студенты часто подвержены влиянию массовой культуры, которая обогащает только ее производителя, а не самих людей (нравственно).

 

- Я полностью согласен с этой мыслью. Более того, предлагал на Совете Федерации включить просмотры советского кино в школьную программу. Владимир Путин это одобрил, но пока, как мы видим, ничего не поменялось. Систему образования, конечно, нужно менять. Даже пару раз в год показать эти фильмы — это уже даст результат, он будет намного быстрее и эффективнее. Литературу нужно преподавать в больших объемах. Больше, чем это делают сейчас.

 

Бывают ли у вас творческие кризисы? И как вы с ними справляетесь?

 

- Я бы не назвал это кризисом, но для меня всегда самое сложное — найти следующую тему для фильма, найти историю. У меня никогда нет заготовки. Главное — самому чувствовать, что я хочу это сказать. Я могу ошибаться, может выйти ерунда. Но в процессе нужно быть уверенным. А как справляться с кризисами? Слышал, красное вино хорошо помогает.

 

Каковы ваши творческие планы? Не планируете ли снимать продолжение «Курьера»?

 

- Я никогда не снимал продолжений и отношусь к этому как к повторению чего-то в своей жизни. Как, скажем, вступать в брак повторно. Зачем? Все ведь уже известно. Сейчас я снимаю детективно-комедийную историю в духе Конан Дойля и Гиляровского.

 

Как вы относитесь к авторскому кино?

 

- Я не совсем понимаю этот термин. Авторское кино — это там, где есть автор, а не грязь, трагизм, чернуха, как это принято считать сейчас. Гайдай — это авторское кино? Конечно. Ведь он снимал так, как никто не мог. Отрежь титры, и ты сразу узнаешь его или Тарковского. Вот что такое авторское кино. В советское время не было такого термина. Никакого «арт-хауса», даже сам термин странный, переводится «дом искусств», о чем это? В советское время было разделение только на хорошее кино и плохое кино. И только два критерия — зритель и время.

 

Какие фильмы и книги вас сформировали?

 

- Человек всегда больше, чем то, что он читает или смотрит. Но влияние, конечно, есть. На меня большое влияние оказали: Феллини, особенно его фильм «Сатирикон», Кубрик, Эйзенштейн.
В литературе сложно выделить кого-то одного. В разные периоды были свои кумиры . Это и Бальзак, Мериме, Диккенс, потом был период Толстого и Достоевского. Любил Пушкина, Стендаля. А сейчас мой кумир — Чехов. Он, кстати, очень кинематографичен.

 

На вопрос о том, каких отечественных кинематографистов и актеров он может порекомендовать, Шахназаров отвечать не стал: «Не могу себе позволить высказаться. Одного назовешь, другой обидется и не пойдет работать у меня на студии».

 

Наверное, встреча могла бы длиться бесконечно, если бы участники не были ограничены временем. Но и в рамках заявленного «хронометража» они успели спросить у своего кумира много важных вопросов, а он в свою очередь дал им пищу для размышлений.

 

Ева Сорокоумова

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru