В Омске прославленный кинорежиссер рассказал, как отдыхает в свободное время, а заодно поведал, какую записку ему однажды прислал опальный Сильвио Берлускони.На пресс-конференции в рамках кинофестиваля «Движение» Никита Михалков в течение сорока минут отвечал на вопросы журналистов. Многие из них так или иначе были связаны с работой, но некоторые касались не только творчества.
Одна из журналисток поинтересовалась о винограднике, которым владеет Никита Сергеевич. Режиссер рассказал, что вино носит названия его фильмов: «12», «Очи черные», скоро появится «Урга». «Берлускони у меня два ящика забрал, а потом прислал записку: «Никита, спасибо тебе за общение, но не только за него, но и за вино», – поведал Михалков.
Для ответа на вопрос «МС
2» о том, как известный режиссер отдыхает, Никита Сергеевич взял небольшую паузу: «Вы знаете, у меня вообще понятие отдых… как вам объяснить… его не может быть по определению. Ты лег спать, а просыпаешься с той же мыслью, с которой засыпал, приходят решения. Процесс идет почти всегда. Неполучающиеся сцены, какие-то проблемы... ты можешь о них не думать, но они все равно в тебе есть, организм твой работает. Вот так взять, отключиться и просто смотреть в небо... у меня практически так не бывает. Если иметь в виду использование свободного времени, то это спорт, которым я очень много занимаюсь. И это охота и верховая езда. Час верховой езды в поле невероятно вливает энергии».
«Может быть, это будет звучать странно, но конь – это удивительное существо, – продолжил Михалков. – Только тот конь настоящий, с которым можно разговаривать и на котором во время езды можно думать. Это как кроссы: я бегал по 10, 15 километров, и, может быть, лучшие вещи, которые придумывал в кино, придумывал именно на ходу, в этом монотонном беге. То же самое с верховой ездой. Возможность думать и разговаривать с конем – это кажется такой шизофренией. Но иногда бывает намного полезнее поговорить с конем, чем с человеком. По крайне мере тебе не нужно ни самому кем-то казаться, ни от него чего-то ждать. Разговариваешь, и ответы приходят сами. А если действительно иссяк и иссякаешь, то тут уже нужно в клинику ложиться, но там тоже процедуры с утра до ночи – тоже устаешь».
«Ненавижу туризм, когда «посмотрите налево, посмотрите направо», – признался Никита Сергеевич. – Это, наверное, кощунственно, но мне намного интереснее сидеть в кафе, где тебя никто не знает, и просто наблюдать за людьми: откуда этот человек, что у него в руках, какой у него характер, о чем он думает и т.д. Это, казалось бы, тоже такая шизофреническая вещь, но она ужасно увлекает. Когда есть возможность проверить – несколько раз у меня она была – очень интересно узнать, насколько ты ритмически совпадаешь с внутренним миром другого человека. Это увлекательнейшее занятие. Прости Господи, намного интереснее, чем в музее, хотя в музеи тоже нужно ходить».
Ответ на вопрос об отдыхе Никита Михалков продолжил на творческой встрече. Один из гостей поинтересовался, охотился ли режиссер в Омске. «Да. Люблю омскую охоту». Напомним, что Михалков – давний друг сенатора Андрея Голушко, в охотничьем хозяйстве которого известный режиссер гостил ни один раз.
А вот на вопрос о подарках, которые ему делали в нашем городе, Михалков ответил, что ему дарили икону, «когда освящали новый храм».
Екатерина Черненко
Фото: Ирина Губарева
Видео: Владимир Жуков