Дизайнер уникальных "Записок из мертвого дома" считает, что классики - вполне современные ребята.
Какой образ у вас возникает при упоминании Пушкина? Утонченный интеллигент, мыслитель, склонившийся над листком бумаги за письменным столом?
А в курсе ли вы, что Пушкин вообще за столом не писал! Он предпочитал работать лежа!
И эта мелочь уже подвергает сомнению образ классика, транслирующийся учебниками русской литературы.
Пушкин — интеллигент, светоч, «солнце поэзии», «наше все».... и всё? Какой рафинированный и скучный образ, честно говоря. А Пушкин скучным совсем не был, как и другие классики, портреты которых тщательно прилизываются.
Ольга Макарова — дизайнер уникального издания «Записки из мертвого дома» с иллюстрациями Георгия Кичигина — удручена излишним консерватизмом в отношении классики.
фото предоставлено Ольгой Макаровой
«В 2019 году я разрабатывала проект "Библионочи" для центральной библиотеки имени Пушкина. Как раз был юбилейный год писателя. Я чувствовала, что эту личность нужно раскрыть под новым углом. Получился вот такой образ:
Коллеги были в шоке. А я знала, что так будет, поэтому сдала проект за 2 часа до дедлайна. Для большинства было совершенно ясно, что такое свету представлять нельзя: «Как же так с Пушкиным?», «Дизайнеру плохо!». Но директор решил довериться, сделал ставку на современность и не прогадал. У нас повысилась посещаемость. Даже звонили из Москвы и говорили, что здорово – в бюджетном учреждении такое принимается. Нужно было всколыхнуть аудиторию новым прочтением».
Ольга считает, что большинство людей знакомы с классикой исключительно в рамках школьной программы, поэтому у них возникает искаженное восприятие о писателях и их произведениях.
«С чего вы взяли, что Пушкин весь такой воздушный, летающий в облаках интеллигент?! У него есть разные стороны, это очень многогранная личность.
Та же проблема с Антоном Сорокиным, его воспринимают чуть ли не как городского сумасшедшего или шута. Когда я прочитала все его произведения, мне было совершенно непонятно, где там смеяться. У него очень трагичное мировосприятие. Для меня он перекликается с мультипликатором Гарри Бардиным. Вроде бы юмор, но в конце настолько четкая мысль, которая снимает с твоих глаз пелену. У Сорокина то же самое.
Поэтому люди зря думают, что с классиками им уже все понятно и не стоит копать дальше. Искаженность такого восприятия из-за того, что они ограничиваются рамками школьной программы».
Кстати о школьной программе, изучаемое школьниками «Преступление и наказание» Достоевского Ольга вполне бы заменила «Записками из мертвого дома».
«Здесь интересный набор психологических портретов — кто как проживает трудности. Подростки могли бы почерпнуть здесь принцип наблюдения за людьми, прежде чем их осуждать - «почему человек совершил такой поступок?».
«Преступление и наказание» же, по ее мнению, в подростковом возрасте не осваивается, потому что там много серьезных взрослых тем.
Метод нравственного воспитания через произведения литературы импонирует Ольге.
Она убеждена: «Ответы на жизненные вопросы лежат на полках дома, кто б открыл. Но это же надо напрягаться. Лучше прочитать про всякую работу мозга, мотивационные книги разных коучеров. Все ждут волшебной таблетки».
Так оно, наверняка, и есть. Но ведь не всегда знаешь, в какой именно художественной книге искать ответ на тот или иной вопрос. На ней ведь написано «Записки из Мертвого дома», а не «Как познать себя». Как уж тут читателю догадаться?!
«Но надо искать», - не унимается Ольга, - «Когда тебе дают уже выбранную информацию в тех же мотивационных книгах, она же выбрана одним человеком. То, что подошло ему, не факт, что подойдет тебе. И ты даже не знаешь, где найдешь свой ответ. Иногда там, где совсем не ожидаешь. Может, в книге будет всего одна строчка, которая перевернет твое мировосприятие».
Видимо правду говорят: чтобы стать мудрым, достаточно прочитать десять книг, но чтобы найти их, придется прочесть тысячи.
Что ж, нам не остается ничего иного, как читать больше.
А большое интервью с Ольгой Макаровой читайте совсем скоро на нашем ресурсе.