Добрая пьеса в двух действиях, содержащая сцены насилия. Именно таким подзаголовком встречает вас на ярко-зеленом листке бумаги пьеса «Концлагеристы». Новая площадка омского драматического театра и лаборатории современной драматургии «Сцена под Сценой» активно вливаются в театральную жизнь нашего города. 10 апреля уже второй спектакль показали зрителям в маленькой тесной каморке под главной сценой театра.
«Добрая пьеса» встречает зрителя своеобразной атмосферой. Помещение, в котором теперь ставят экспериментальные спектакли, очень маленькое, но вместе с тем довольно уютное. Голые кирпичные стены, покрытые белой краской, металлический каркас для прожекторов и небольшой пьедестал с 30 стульями для тех, кто хочет увидеть что-то новое. Да, интересно, что зрители во время действия находятся выше, чем актеры. Так как у них сцены и вовсе нет. Больше там ничего нет, да и не поместится. Когда только попадаешь в эту каморку, сразу настораживают две колонны, стоящие прямо посреди сцены перед глазами зрителей. Однако, к нашему удивлению, они органично вписываются в действие и не мешают смотреть спектакль. Еще один плюс такого маленького помещения, это то, что актеры могут увидеть и услышать эмоцию каждого зрителя.
О том, в каких спартанских условиях придется спектакль смотреть, мы рассказали, а теперь, собственно, о «Концлагеристах». Зрители расселись, кто-то читает текст. Хм... Так это же начало. Актеры вместе со зрителями смотрят на пустую сцену. Пролог закончен, и актеры вышли на сцену. «Концлагеристы» - это антиутопия, приправленная изрядной порцией юмора. Поселения распределяются исключительно по гендерному признаку, мужчины с мужчинами женщины с женщинами. Но институт брака при этом продолжает пользоваться популярностью. Поэтому одному мужчине назначают в жены другого, а время пройдет и дочь назначать. А если кто-то погибнет или, что очень вряд ли, убежит, то ему на замену найдут нового члена семьи, ничуть не хуже. Увидеть в этом мужском концлагере представительницу прекрасного пола, все равно что второе пришествие.
Такая система подбора семьи была подробно описана в детской антиутопии Лоиса Лоури «Дающий», кстати, роман включен в список самых популярных детских книг последнего двадцатилетия, но при этом вызвавшая немало споров среди родителей, некоторые даже требовали запретить ее к продаже.
Отличия «Дающего» от взрослых антиутопий в том, что там совсем нет сцен насилия, как и в постановке Антона Безъязыкова, где удары не наносят, а читают о них по бумаге. Еще одна «изюминка» этой постановки - сценарий, который на протяжении всего действия актеры держать в руках и в буквальном смысле слова читают с листа. Тут вообще только ходят и говорят. Герои даже друг к другу очень редко прикасаются.
Но рассказывать весь спектакль смысла не имеет. Это все же лучше увидеть и почувствовать самим.
Марина Грудинина
Фото: Ирина Губарева