Экранизация романа Алексея Сальникова получилась неоднозначной.
Новый фильм Серебренникова беспощадно изображает русскую провинцию и делает это не в лоб, а через смех, что коварнее и в конечном итоге больнее.
Семен Серзин и Иван Дорн в ролях Петрова и его друга-писателя
фото: kinonews.ru
В центре повествования у нас 28-летний автослесарь Петров, который накануне Нового года подхватывает грипп и ходит по улицам в полубредовом состоянии. А дальше происходит все то, что может произойти с человеком в провинциальном городе: катание и распитие водки в похоронном катафалке, фантазии о «правильном» политическом строе (в котором, например, выбор президента происходит посредством лотереи), помощь "гениальному" другу-поэту с самоубийством.
фото: kino-teatr.ru
Отдельного внимания заслуживает изображение провинциальных писателей, над ними Серебренников покуражился вдоволь. Собрания в маленькой библиотеке, нелепые стихотворения, споры, заканчивающиеся драками. И библиотекарша (по совместительству бывшая жена главного героя), которую это все так достало, что она просто готова убивать. Собственно это она и делает, ведь Серебренников позволяет фантазиям рядового работника выйти наружу хотя бы в рамках своего фильма. Примечательна фигура писателя, считающего себя гениальным и решающего покончить свою жизнь самоубийством, потому что так его жизнь и рукописи обретут смысл. Предварительно он пишет три посмертных записки в разных стилях.
Чулпан Хаматова в роли жены главного героя
фото: kinonews.ru
Фильм, конечно же, о провинции или, если шире, о России: о подвыпивших снегурках-кондукторшах в автобусе, серых домах, припорошенных снегом, кухонной политике.
Иронически Россия представлена Серебренниковым как Аид – это слово не раз мелькает в фильме. В финале, когда покойник из того самого катафалка встает из гроба и садиться на тот же автобус, что из начала фильма, с той же Снегуркой, но уже с более зловещим лицом, становится тоскливо. «Неужели правда это место нельзя покинуть», - всплывает в голове. Единственный выход, который видится главному герою из этой ситуации - похищение инопланетян, которых он постоянно рисует и которые даже иногда являются ему в видениях.
фото: iam19.ru
Но с другой стороны, не все так плохо, на контрасте воспринимается отношение ребенка к окружающему миру. Эту тональность несет в себе сын главного героя, несмотря на грипп стремящийся попасть на новогоднюю елку. Это заставляет и отца вспомнить о своем детстве, когда все воспринималось более ярким и сказочным.
«Я как-то пришел на новогодний праздник. Там меня за руку взяла Снегурочка. И рука у Снегурочки была правда холодная, как у настоящей»,
- говорит главный герой.
Юлия Пересильд в роли Снегурочки
фото: www.gq.ru
И пусть новогодние праздники изображены топорно с неуклюжей игрой актеров, ребенок воспринимает происходящее как сказку. В этом видится еще один выход, немного более вероятный, чем похищение инопланетян - смена ракурса. Возможность посмотреть на действительность под новым углом и заметить в ней что-то интересное. Как это сделал Серебренников, не ставший снимать очередную остросоциальную драму, а представивший нам коктейль из сатиры, фантастики, постмодернизма и, какой-никакой, ностальгии по советскому прошлому.
Ева Сорокоумова