В переводе название острова Новая Гвинея означает «страна курчавых». Омичи Джамиля Муртазина и Игорь Демьяненко, «искатели приключенческих туров», прошли по ее джунглям пешком более 200 километров и покорили вершину пирамиды Карстенса.
Под крылом самолета... дети Сначала омичи долетели до Бали, затем за 5,5 часов до Новой Гвинеи, в городок Тимику, где еще могут садиться большие авиалайнеры, от него в Сугапу - до места начала маршрута - еще 40 минут с одним пилотом на маленьком пятиместном самолетике, у которого даже шасси не убиралось. В грозовых облаках из-за высокой турбулентности сильно трясло. Здесь частые туманы, а потому несколько раз в год бывают авиакрушения. Таким образом выброс адреналина в кровь путешественники ощутили еще практически на старте. При снижении было видно, как по взлетной полосе носятся дети аборигенов, убегая от железной птицы...
Каннибалы - не выдумка На пик Карстенса, который возвышается в Новой Гвинее на высоте 4884 м, обычных туристов не водят. И даже имеющим специальную (альпинистскую) подготовку сложно организовать туда трекинг. Трудностей много, одна из них - крайне сложно договориться с местными племенами пройти по их земле. И реально до сих пор распространенный среди туземцев каннибализм. Поэтому омичи присоединились к экспедиции, выполнявшей программу горных восхождений «Семь вершин», в составе которой было восемь россиян из разных городов. В Сугапе путешественники сначала посетили полицию, армию и местное управление, в результате договорились о возможности идти дальше в джунгли.
«В Папуа сегодня насчитывается около 900 племен: лани, дани, яли, асматы... Все разговаривают на разных языках, у них свои традиции. Но на нас туземцы не похожи: женщины совершенно обнаженные ходят, у мужчин только нечто футляров - котеки (их изготавливают из высушенной тыквы-колабасы), прикрывающие мужской орган. Они живут в условиях каменного века, не знают основ сельского хозяйства. Лишь некоторые разводят кур, свиней. И я понимаю, почему там до сих пор каннибализм: от голода, отсутствует белковая пища. В их сыром климате, где всюду вода (и под ногами, и в воздухе из-за постоянных дождей и океанических испарений), ничего нет, кроме растительности и птиц. Однажды только мы увидели маленькую лягушку и слизняка. Говорят, раньше обитали кабанчики, но, видимо, их уже исребили. У детей большие животы, вероятно, от вынужденного «вегетарианства», и очень взрослое выражение лиц. Все аборигены очень любят фотографироваться», - рассказывает Джамиля.
Живут папуасы в хонайях - местное название лачуги. Стены из половинок стволов деревьев, перетянутых лианами, а крыши из травы. В доме нет ничего, кроме настила над костром для просушки дров. Огонь разжигают трением. В соседних деревнях периодически происходят какие-то стычки между местным населением. Они сходятся на расстоянии ста метров и начинают из луков стрелять друг в друга …
Путешественникам казалось, что весь поселок пришел посмотреть на русских. И одновременно хотел получить работу. С помощью местной турфирмы экспедиция наняла проводников и охранников - с ружьями, луками, стрелами. А еще 40 носильщиков. У каждого туриста за плечами был рюкзак весом в 10 кг, остальной груз достался папуасам - портерам (это такая профессия - переносить багаж, еду и другие необходимые вещи).
Эти странные туземцы Удивило, что аборигены (мужчины и женщины) внешне между собой почти неразличимы, но самую сложную работу выполняли представительницы «слабого пола», тащили тяжести. Мужчины же шли налегке: кто с мачете в руках, кто с котелком или сеткой батата (сладкого картофеля). В каждой деревне нанятые гиды вели переговоры, чтобы группу туристов пропустили дальше. Омичи, предупрежденные, что это может продолжаться ни один день, терпеливо ожидали, наблюдая, как проводник произнесет слово, ему в ответ туземец - другое, но уже через несколько часов. Покурили, подумали, мачете помахали. Предложили пропустить, только если путешественники «уволят» всех нанятых портеров и наймут вместо них жителей этой деревни... Но в итоге договорились.
В местных деревушках каждый вечер и ночами ее жители пели какие-то ритуальные песни. Необычным показался высокий курятник, похожий на голубятню. Чтобы взобраться, к нему приставляли лестницу. Порой, чтобы согреться, туземцы натирают тело листьями, напоминающими крапиву: кожу начинает жечь и создается эффект тепла.
Взаимодействовать с нанятыми папуасами, которые несли вещи, было сложно. Они могли сказать: мы устали, замерзли, и все бросить. Дважды за всю экспедицию устраивали забастовки, отказывались идти. И это несмотря на то, что каждому портеру прилично заплатили. На стоянках папуасы натягивали тенты, делали ложе из мха. Так как сухих дров не было, разжигали костер с помощью пластика (несли использованные бутылки и проч.), от чего шел сильный смрад, над ним делали настил из бревен, на нем пекли батат, сушили траву и ветви деревьев.
Как все посинели, но не от холода Шли участники экспедиции пешком (только первые 15 километров, за пределы «цивилизации» их вывезли на мотоциклах), под ногами хлюпала грязная жижа, почва заболоченная, даже высокие резиновые сапоги зачерпывали воду, чтобы ее вылить, снять обувь порой получалось лишь в два этапа: сначала выскакивала нога, потом руками с усилием вытягивали сапог, отжимали носки и шли дальше. Промокали до нитки буквально, плащи с капюшонами не спасали. Даже вещи в гермомешках, которые всегда сберегали от сырости на сплавах, пропитались влагой. Хорошо, что мобильные телефоны оставили в точке отправления, предупрежденные индонезийцами. Тем более что связи все равно на протяжении всего маршрута нет. Первый день все были в шоке. Потом привыкли. Дождь прекращался только на час-другой с утра.
В день проходили по 25 километров - марш-броском с 6 часов до темноты (на экваторе день длится 12 часов и ночь тоже. Почти без сумерек. Утром свет на небе как будто кто-то включает, потом резко гасит...). Первые дни останавливались на обед, потом перестали: хотелось быстрее добраться, да и полноценно покушать под струями воды было невозможно. Раскрыв зонтик, наскоро перекусывали шоколадом и орехами. Порой приходилось переходить реки вброд. Окружающая флора буйствовала яркими красками: цветы, папоротники, пальмы. Но через серую пелену дождей было не до любований красотами. Корни растений сквозь тонкую подошву болезненно ощущались, словно на ногах не было обуви. Босые же туземцы ловко цеплялись пальцами ног за них, а потом переносили вес на пятку. Россияне же сильно скользили и часто падали, потому на второй день уже все были синими - от ударов. Экспедиция знала, что рядом с горой находится рудник, где американцы добывают золотоо. Он огорожен колючей проволокой, по периметру стояли охранники с автоматами. И впереди - километров 300 замечательной дороги. Но на нее путешественников не пускают. Вместо «пропуска» туристам однажды американцы вынесли... туалетную бумагу и ланч-бокс с едой.
Восхождение стоило 12-ти килограмм веса Несмотря на сложность пути до пирамиды добрались всего за 6 дней. После однодневной передышки (которую словно и природа предоставила, на сутки прекратив потоп с неба), купания в холодных горных озерах (одно из которых изумрудно зеленое от медного купороса), раскинувшихся у предножья, группа начала подъем. Утром в этот день выпал снег. Технически на пик Карстенса взойти сложнее, чем на самую высокую вершину мира - Эверест, некомфортно и экстремально: отвесные скалы с уклоном в 70 градусов, расщелины, ледники, переправы, подтягивания на одних руках по веревкам... На некоторых участках даже индонезийские гиды не могли пройти, ложились и признавались в своем бессилии. Приходилось им помогать... Ведь практиковаться тем приходится нечасто: подобных экспедиций случается немного.
И, наконец, этот момент свершился! Гордиться было чем: не так давно несколько человек из сборной иностранной группы (из американцев, эстонцев и чехов) не смогли преодолеть даже половину маршрута - на третий день вызвали вертолет и вернулись.
Спускаться было еще сложнее: сказывалось огромное напряжение и усталость, руки и ноги дрожали. Однако приспособились, обратный путь прошли еще быстрее: за 4 дня. Недаром говорят: дорога к дому всегда короче. Кстати, вернувшись в Россию, путешественники обнаружили, что похудели на 10-12 килограмм. Хотя на маршруте туристов вечерами и утрами хорошо кормили проводники: готовили макароны, креветок, другие морепродукты, а когда на обратный путь продуктов не хватило, отоварились у американцев, разрабатывающих рудник.
На заметку Пирамида Карстенса - один из наиболее известных пиков мира, поскольку входит в популярнейшую альпинистскую задачу «7 вершин» - покорение семи высочайших вершин на семи континентах Земли.
Новая Гвинея - наиболее отдаленная провинция Индонезии.
«Дресс-код» В 1971-1972 годах правительство Индонезии проводило «Operasi Koteka» (операцию «котека»), которая предусматривала попытки убедить папуасов носить шорты и рубашки, потому что такая одежда более современна (для закупки одежды ежегодно выделялось около 100 млн. рупий). Но поскольку у людей не было ни сменных комплектов одежды, ни мыла, чтобы стирать, грязная одежда стала вызывать кожные заболевания. Существуют также отчеты, в которых говорится о том, что некоторые мужчины носили шорты в качестве головного убора, а женщины использовали платья как мешки для переноски груза.
А знаете ли вы, что в некоторых папуаских племенах: - Свинья - главная валюта и ценность. За пять поросят можно купить жену или даже несколько и разрешить любые споры в качестве откупного.
- Есть обычай отрубать женщине фалангу одного из пальцев рук в случае смерти близкого родственника. Поскольку смертность высока, многие женщины заканчивают дни с одним-единственным большим пальцем на руке, хотя официально этот обычай запрещен уже много лет.
- В случае смерти мужчины его жена переходит «по наследству» младшему брату умершего. То есть, папуасу могло быть 16 лет, когда ему доставались в жены несколько пенсионерок.
- Мужчины и женщины племени дани никогда не ночуют под одной крышей, для встреч есть дом свиданий. А женщина, родившая ребенка, не имеет права заниматься сексом около двух лет.
- Вождь племени стерилизует женщин племени после рождения двух и более детей.
- В августе у подножия горы Вильгельм собирается около сотни племен со всех уголков Папуа-Новой Гвинеи, чтобы сразиться в танцевальном мастерстве на традиционном фестивале Синг-Синг, посвященном Дню независимости страны.
- В западной части Папуа-Новой Гвинеи, в Ириан-Джая в глубинке острова люди живут на деревьях.
- Мумифицируют папуасы тела только самых почетных людей клана. Например, храбрых воинов или многодетных отцов. После смерти человека его поминают, а затем несколько дней коптят тело, обернутое особыми травами, поливая его отварами из растений. Мумия никуда не прячется, устанавливается на возвышении, к ней приходят пожаловаться или спросить совета, кормят ее и ухаживают, выносят на праздники.
Факт 12 августа 2012 года, по заявлению Ново-Зеландского турагенства Adventure Consultants, на вершину «Пирамиды Карстенса» было запланировано восхождение международной группы альпинистов из восьми человек и двух горных гидов из Новой Зеландии. Когда достигли деревни Illaga, где должны были получить для восхождения на вершину разрешение от региональной полиции и главы местного племени Дана (Dana), которому принадлежит земля у подножья пика, вождь и воины стали угрожать альпинистам, выжгли вокруг них сухую траву, затем всех заперли в одной из хижин, забрав паспорта. Ультиматум был таков: заплатить миллиард индонезийских рупий (85 000 евро) в качестве платы за право находиться на земле, принадлежащей племени. Туркомпания договорилась на $3000 откупных. Но экспедиция вернулась на Бали. Как писали СМИ, причиной конфликта могли стать последствия разработки в той местности американской компанией серебрянного рудника на землях данного племени (с разрешения официального правительства Индонезии, однако без согласия туземцев), а также вырубка леса и прочие сопутствующие производству работы.
Справка: Восхождение омичи совершили вместе с россиянами из других городов, многим из которых за 45 лет. За плечами каждого необычные достижения. Например, Елена Горелик (встречала свое 50-летие на вершине Эвереста и в одиночку переплыла в прошлом году Босфор), Виталий Симонович (чемпион России по фигурному пилотажу) и Михаил Туровский выполнили норматив «7 Вершин» (завершив программу Пирамидой Карстенс). В составе команды были также Сергей Дмитриев, Вадим Надводнюк, Ольга Румянцева, Лиана Чабдарова. Руководитель экспедиции - Александр Абрамов, президент Клуба «7 Вершин», мастер спорта по альпинизму, горный гид, несколько раз покоривший все самые высокие горы мира.
Ольга Ермоленко