Падающие кресты, цыганские мотивы и тернистый путь к персонажу.
В Омском музыкальном театре в рамках фестиваля «Золотая маска» состоялся первый показ балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха» по роману Достоевского «Братья Карамазовы».
Прокомментировать журналистам свое произведение, работа над которым велась в течение года, отважились три солиста труппы: заслуженный артист России Олег Габушев (Дмитрий Карамазов), артист Дэниел Рубин (Алеша Карамазов) и юная артистка Дарья Резник (Грушенька).
на фото Олег Габушев
на фото Дэниел Рубин
на фото Дарья Резник
Источник фото: omskinform.ru
Трудно ли было передать тяжеловесную мысль Достоевского через танец и музыку?
Олег Габушев: Мне кажется, получилось довольно органично. Весь этот психологизм движения души достаточно просто выразить в танце, но только в современном, не думаю, что это бы смотрелось в классическом исполнении.
Слияние с народным танцем, цыганские номера - эти формы танца помогают вытащить наружу потаенные психологические моменты.
Дэниел Рубин: Наш балет положен на музыку Мусоргского, Рахманинова и Вагнера, и также в нем присутствуют слова самого Достоевского, конечно, не так, как они звучат в романе, немного в другом порядке, но с помощью этих маленьких вставок удается передать суть того, что, возможно, упускает хореография.
Дарья Резник: Для меня это танец души. Не просто прокрутить фуэте, постоять на ноге, а именно показать внутренний танец. Борис Яковлевич сам говорил, что он показывает страсти душевные.
Как вы сживались со своими персонажами?
Дэниел Рубин: Я читал много Достоевского, стараясь погрузиться в эту атмосферу. И я вышел на идею — что в этой партии нужна вера, и вообще в жизни нужна вера. Может быть, у кого-то это вера в Бога, у кого-то в искусство, в будущее, может быть, даже во что-то невообразимое.
В начале это была для меня роль на преодоление себя, мне был не близок этот образ, но потом я нашел в себе вот эту веру, как я ее понимаю, и постарался ее выразить.
Дарья Резник: Образ Грушеньки предполагает глубокие переживания и большой жизненный опыт. Я совсем молодая артистка, и бывает, что мне не хватает жизненного опыта, чтобы что-то выразить, тогда я доверяюсь пластике, хореографии Бориса Яковлевича. Если у меня не было в жизни аналогичных жизненных переживаний, я стараюсь довериться танцу и музыке.
Музыка помогает войти в женский образ. Я выхожу в красном платье, красной помаде под цыганские мотивы — это помогает открыть в себе роковую женщину.
Героиня, которую я танцую — она грешница, но наедине с собой она раскаивается. Она грешница, но душа ее чиста. Я поняла свою героиню так.
Олег Габышев: Достоевский наделил Дмитрия абсолютно русскими чертами. Максимально открытая русская душа, страсть без конца и края. Это самое сложное для артиста - показать и физически, и эмоционально «я готов ради любви на все!».
Конечно, я смотрел фильм с Ульяновым, также мы отталкивались от артистов старшего поколения. Надеюсь, следующие поколения артистов смогут опереться на нас.
В чем принципиально отличие этого балета?
Дарья Резник: Мне кажется, он совершенно другой, он не похож ни на книгу, ни на фильмы. Борис Яковлевич показал другой взгляд.
В балете совершенно иная хореография, не классическая, в училище нас этому никто не обучал, но зато учат в театре.
Олег Габышев: Особенность в открытости произведения. Процесс по проработке спектакля, ролей идет постоянно, даже сейчас, когда спектакль уже, вроде как, завершен. Никогда нет финальной точки. Как нет ее и у Достоевского. В романе есть пустоты, места, которые кажется написаны на скорую руку, но это сделано специально, чтобы читатель заострил внимание.
И в нашем спектакле есть эти пустоты, когда идет динамичное действие, а затем мы замираем. В пустоте может обнаружиться какая-та глубокая мысль, какое-то осознание.
Дэниел Рубин: В нашем спектакле сложная сценография: трехэтажные железные конструкции, веревки. В первое время это, конечно, усложняло нам задачу - забираться на третий этаж в темноте. Теперь это уже привычно. Главное - выглядит очень эффектно.
Много непривычных зрителю балета решений. Например, когда в конце спектакля бросается крест с третьего этажа.
И хореография, конечно. Например, у Алексея много положений из икон, религиозных поз, что вообще очень редко встречается в балете.
Борис Яковлевич постоянно стремится сделать свои спектакли лучше, понятнее, техничнее, постоянно их перерабатывает. Мне кажется, ему это с успехом удается.
Омск стал третьим городом гастрольного тура актеров, до этого они представили балет Новосибирску и Красноярску. Ранее он был высоко оценен за рубежом: в Эстонии и Китае.
Актеры положительно высказались о своем пребывании в Омске. Олег Габышев назвал город зеленым и уютным, ему понравилось, что в нем нет суеты и высоких небоскребов. Также он отметил приятную атмосферу музыкального театра, чем-то напоминающую советское время.