Термин «большие голландцы» в искусствоведении используется редко. Лишь для того, чтобы подчеркнуть особый талант некоторых авторов, внесших неоценимый вклад в развитие школы изобразительного искусства. К ним как раз и относят Вермеера и Рембрандта.
С 19 февраля Выставочная компания «АртЭкспо» приглашает в Дом художника любителей изобразительного искусства. Там начнет работу выставка «Вермеер и Рембрандт. Два мастера». Напомним, их произведения принято считать вершиной Золотого века голландской живописи.
Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн не нуждается в особом представлении. Имя этого художника упоминается немногим реже, чем имя Леонардо да Винчи, а число его работ исчисляется сотнями. На начало прошлого века считалось, что кисти художника принадлежит около 800 картин.
Однако применение современных методов установления подлинности помогло отсеять многочисленные копии и подделки работ мастера его учениками. Заключительный каталог, опубликованный в 2014 году, содержит список из 346 картин.
Одно из произведений Рембрандта. фото aria-art.ru
Творчество Рембрандта – удивительная широта тематического диапазона. В работах художника прослеживается глубочайший гуманизм. И вместе с тем живописец постоянно пребывал в творческих поисках, пытаясь найти наиболее выразительные художественные средства.
Ян Вермеер же, напротив, оставил после себя совсем не большое количество работ, однако это не помешало ему стать одним из величайших мастеров живописи Голландии XVII века. Темы для большинства своих работ он брал из повседневной жизни: молодая женщина, поглощённая чтением письма в освещённой солнцем комнате; девушка в красной шляпе с выражением ожидания на лице; черепичные крыши и церковные шпили Дельфта под бескрайним небом.
Одна из картин Яна Вермеера. Фото с cameralabs.org
Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Но практически отсутствуют сюжеты на религиозные темы.
По мнению некоторых современных авторов, Вермеер и ряд других художников Возрождения пользовались техническими средствами: камерой-обскурой, камерой-люсидой и сферическими зеркалами — для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Теории эти считаются гипотетическими и подвергнуты критике как со стороны художников, так и со стороны учёных.
Экспозицию составили 78 картин художников, охватывающих разные этапы их творческого пути. Работы сопровождаются описанием сюжетов и историей создания каждой картины. Также для удобства выставка сопровождается аудиогидом.
Благодаря современным технологиям с помощью техники «жикле» можно полностью воссоздать бессмертные шедевры на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка. Сохраняется даже печать времени в виде кракелюров.
В отличие от художественных копий, выполняемых маслом на холсте профессиональными художниками-копиистами, цифровая художественная репродукция – не имитация, а точное факсимильное воспроизведение подлинника.
Фото из открытых интернет-источников