Омичи активно перебираются в Москву,а столичный театровед, театральный критик и эксперт Союза театральных деятелей Анна Жук наоборот приехала в Омск.
На время. Она, как пишет «Новый Омск», стала гостьей «Центра современной драматургии»- единственного на данный момент частного театра мегаполиса на Иртыше. Визит Анны состоялся в рамках гранта Союза театральных деятелей, выигранного ЦСД.
«Театры подают заявки в Союз театральных деятелей на приезд критика, и СТД оплачивает этот процесс. Мне предлагают варианты, куда я могу поехать. И я очень рада, что приехала сюда, потому что ваш ЦСД-Омск - это театр, который создают молодые. Это принципиально отличается от репертуарного театра, к которому мы привыкли. В обычном театре редко удаётся уделить столько внимания современной драматургии. У ЦСД в каком-то смысле уникальная команда»,- заявила местной прессе г-жа Жук.
Внимание москвички к Омску в первую очередь обусловлено наличием яркого руководителя у омского ЦСД- Светланы Баженовой, которая по мнению Анны Жук является известным и уже признанным драматургом. У коллектива эксперт СТД посмотрела спектакли «Бесы» по мотивам романа Достоевского в переложении Баженовой, «Галатея Собакина» и «Человеческий голос» по Жану Кокто.
«Очень здорово, что театр работает с представителями современного искусства. Дело не в том, что это модно, а в том, что современный театр сегодня во многом строит художник», - убеждена столичный театровед.
Как одну из современных тенденций она отмечает важность внешней составляющей спектакля. Оболочка сегодня не менее важна, чем содержание.
Москвичка уверяет, что современный российский гостеатр в той или иной степени не окупается.
«У нас нет таких продюсеров, которые готовы вложиться на десять лет вперёд. Это проблема не только регионов, но и всей страны. У России чёткий курс, что все эксперименты - за свой счёт. А значит, их будет мало, потому что эксперименты - дело затратное. И в этом смысле очень позитивный опыт у ЦСД. Театр меньше зарабатывает, но он не умер», - считает эксперт.
Жук убеждена, что государственные театры сегодня по большей части погрязли в консерватизме. Причина: у любого бюджетного учреждения Мельпомены есть план.
«Они больше заточены на то, чтобы выбирать пожелания зрителя. Критиков не любят, но критика нужна. Что такое критик? Это профессиональный зритель, и он важен не только для актёров, но и для режиссёров в первую очередь», - справедливо считает г-жа Жук.
Заметим, что тенденция нелюбви к критическим материалам характерна для большинства омских театров в той или иной степени. Местные театральные деятели привыкли заказывать хвалебные статьи у прикормленных за счет бюджета экспертов и болезненно реагировать на все, что не преподносит их творчество в гипертрофированно позитивном ключе.
Фото Анны Жук с сайта «Новый Омск»