Владимир Золотарь, новый художественный руководитель Омского ТЮЗа, пережил две театральные войны, поэтому на новую должность согласился при условии, что не попадет в третью.
– Владимир Александрович, спустя всего три месяца вы перестали быть директором ТЮЗа. Обидно?– Я же понимаю, что, будучи режиссером, не могу быть директором. Это не моя должность.
– Амбиций не было?– Не-е-ет. Мне с самого начала говорили, что пост директора будет временным. Мне не нужна эта должность как факт, мне нужна возможность что-то создать новое для театра, для города. Вот моя концепция. У директора и художественного руководителя разные системы управления. Я бы не согласился стать директором – слишком много факторов, в том числе отсутствие творческой составляющей, что для меня неприемлемо.
– Как вас вообще встретили в ТЮЗе? В декабре была весьма напряженная обстановка в театре.– Я на каком-то этапе, еще до представления меня коллективу, сказал министру культуры: «Виктор Прокопьевич, у меня было две театральные войны, в третью я не пойду». Но я пришел в коллектив и понял, что никакой войны и нет – ситуация была какая-то притянутая. И сейчас нет никаких препятствий на уровне человеческих отношений. Для меня это очень важно. Если ты считаешь, что нужен театру, а коллектив – нет, то ничего не получится. Театр – дело человеческое.
– Только всем нравиться не будешь, особенно в творческой среде.– Это другой вопрос. Неприятие коллективное – это одна история, неприятие личное – другая. И во втором случае всегда есть возможность переломить ситуацию и выстроить отношения. В первом – тоже можно побороться, но мне это неинтересно.
– О себе что-то интересное от актеров услышали? Многие к вашему назначению отнеслись с опасением.– Нет, никто ничего не говорил мне. А что касается опасений – это нормально, естественно. Появляется новый президент, мы к нему тоже с осторожностью относимся. Когда мне сказали в министерстве культуры: «Да, мы в целом поддерживаем вашу концепцию», я попал в доселе неизвестную мне ситуацию поддержки власти. В других театрах у меня такого не было. Но если бы коллектив встретил меня в штыки, то я бы отказался от должности.
– Что особенного вы предложили в своей концепции?– Я исходил из реалий того, в каком формате существуют современные ТЮЗы. Как правило, билеты продают распространители – нередко бывшие преподаватели, которые приходят в школу к своим знакомым завучам. Вместе они «решают вопрос». И в итоге классные руководители подчиняющим приказом заставляют идти детей в театр. Чем это плохо?
Мы получаем неорганизованного, невоспитанного и не понимающего, куда он пришел, зрителя, который бы при других условиях на спектакль билет не купил. Это всегда больно и трудно. Но от такой схемы распространения ТЮЗ отказаться не может.
– Как же тогда изменить ситуацию?– Мы можем только одно – предлагать продукт, который будет качественно рекламироваться. Не говорю «хорошо», потому что это предполагает большие деньги. Я на то и беру новых замов, чтобы они помогали в продвижении театра. Нам нужно создать вокруг ТЮЗа интерес. Недаром первые переговоры я посвятил обновлению фирменного стиля и сайта – театру нужно создавать новый имидж, новую репутацию.
Мы существуем в очень сложной ситуации, потому что у ТЮЗа нет серьезной материальной базы, за счет которой можно было бы привлечь зрителей. Мой друг и хороший театральный директор Юра Милютин сказал так: «Мы живем в такое время, когда архитектура может сделать театр. Делаешь комфортное для зрителя пространство, и ему уже может быть по барабану, что происходит на сцене».
– Что собираетесь делать?– Мы имеем адски некомфортный, уродливый, обесценивающий все, что происходит, зал, который называется фойе. Зрительный зал тоже плохой, но он имеет прикладной характер. Дальше мы начинаем смотреть на сцену – света не хватает, просто темно. Приборов не хватает, потому что они выработали свой ресурс. В итоге, когда я пишу гранд на премьеру «Отелло», я должен заложить большую статью на оборудование. Дальше посылаю Денису Солнцеву – прекрасному художнику по свету, которого я зову снимать спектакль, – схемы, и он должен сказать, что за 600 тысяч рублей, а это жалкая сумма для светового оборудования, при такой нищете мы можем сделать. Здание в очень плохом состоянии, и мы будем сейчас делать все, чтобы привести его в порядок. Ждать реконструкции неправильно, нужно принимать меры прямо сейчас.
Спектакли тоже заметно постарели. Все, кто мог, их уже посмотрел. Потолок билетов – 150 рублей, так вообще нельзя жить. Как можно такие цены ставить? С другой стороны, я понимаю, что по моему ощущению в это здание нельзя никого привезти за бОльшие деньги. Мы им ничего не предлагаем с точки зрения комфорта. Только одно – ты здесь потусишь, кока-колки вот здесь, в этом убогом кафе, выпьешь, пойдешь в зал, посмотришь спектакль – дай бог, если он будет хорош. Начало проиграно сразу же.
– А когда начнется ремонт здания?– Пока неизвестно. Мы хотим создать в театре свободную зону общения, чтобы таким образом могли привлечь новую аудиторию.
– Вы как-то общались с Валентиной Николаевной?– Нет. «Здравствуйте», «До свидания», и все. После назначения меня не было в Омске два с лишним месяца – уехал на две премьеры.
– В какие «культурные» войны вы попадали?– Одна война была в Барнауле, другая – в Нижнем Новгороде. В Барнауле закрыли спектакль, причем не выпущенный, только что начатый, но к которому уже были готовы декорации. Театр открыли после долгой реконструкции, но ремонт сделали очень халтурно и с большим опозданием. Я начал говорить во всех СМИ, что очень хотел бы, чтобы власть провела проверку, чтобы они вмешались, все посмотрели и принудили тех, кто занимался реконструкцией, доделать ее. Власть, видимо, сочла, что это наезд на них и им это не следует терпеть – устроили ответную атаку. Я пережил.
Но дальше приглашенный режиссер должен был выпускать смешную комедию, а власть прикопалась к названию – «Плохие парни» – и еще к каким-то нюансам. Они сказали (а это было в 2008-м году): «Мы рекомендуем вам отложить премьеру до выборов Президента Российской Федерации». Мы посмеялись, но пришлось снять «по техническим причинам», затем произошла утечка информации. В общем, я не стал молчать и вывалил все, что думал.
– А вторая война?– Она была примерно такая же, но только жестче. После Барнаула я поехал в Нижний Новгород. Своему другу и старшему коллеге Вячеславу Кокорину сказал, что останусь при четырех условиях. Тогда еще министром культуры там был Сергей Щербаков. Ему можно было позвонить: «Сережа, у нас есть вопросы». – «Когда у вас заканчивается репетиция?» – «В девять». – «Отлично, у меня как раз заканчиваются дела, я подъеду, за чашкой кофе все обсудим». Мы так решали все вопросы, в том числе финансовые. Потом так получилось, что Сережу вытурили, пришел новый министр – человек советской формации. Он закрыл курс ГИТИСа, ушел его руководитель. В общем, к концу моего первого сезона отпали все факторы. На место директора посадили человека, который не подходил на эту должность. Между ним и коллективом началась война, а посредником сделали худрука, которого ненавидела вся труппа. Началась буча с голодовкой, долгая холодная война со взаимной провокацией.
– Какую работу ведете в данный момент в ТЮЗе?– Я начинаю ставить спектакль «Отелло» – это очень большая и сложная история, которая не занимает всех артистов. Мне нужно иметь какую-то параллель, чтобы занять остальных. Важно посмотреть всю труппу, чтобы понять, кто «есть», а кого «нет». От кого можно отказаться, чтобы взять на его место другого.
– Кандидатуры на «отчисление» есть?– Пока нет, и я не лукавлю, потому что пока изучаю актеров. К концу сезона станет понятно, кого, может быть, придется отчислить.
– Стрессовая ситуация для актеров.– Очень. Их взяли почти не глядя – это тоже неправильно. Театр должен собирать штучный товар. У меня есть желание планомерно работать. Главное – чтобы мы были живыми. Чтобы я не усыплял артистов на репетиции, а давал им что-то новенькое.
– У худрука могут быть друзья в труппе?– Это сложно, но могут быть.
– Каковы шансы у творческого человека, а тем более у худрука театра, иметь идеальную репутацию?– Шансов мало, потому что тебя постоянно пытаются с кем-то сравнить. Как правило, нелицеприятно.
– Насколько для вас важна репутация?– Как ни странно, репутация не связана с человеком. Это абстрактное явление.
– У вас «ВКонтакте» весьма грустный статус («А пошло все... ну, адрес сами знаете»), с чем связаны такие настроения?– С личным. Так получилось, что пару месяцев назад мы развелись с женой.
– Дети?– У нас дочь и дочь жены от первого брака, которая тоже, в общем-то, мой ребенок. Мы 11 лет прожили вместе, могли еще столько же быть вместе, но так вот случилось… Люди сложные: сложно уживаются, сложно договариваются, сложно идут на компромиссы, потому что каждый загружен работой (моя бывшая жена – актриса), которая просит безапелляционности.
– У вас есть какое-то хобби?– В театре я фактически с десяти до десяти, поэтому свободного времени совсем мало. Конечно, я очень люблю рыбалку, грибы. Я страшный киноман, но все последние премьеры – правда, кроме фильма «Трудно быть богом», пропустил.
– Какое кино нравится?– Я почти всеяден. Люблю серьезное авторское кино серьезных режиссеров, но люблю и триллер как жанр. Для меня упущение, что не посмотрел ни одного оскароносного фильма, кроме «Гравитации». Не остается ни времени, ни сил.
– Зато наверняка была рыбалка, которая вам запомнилась на всю жизнь?– Самая экзотическая рыбалка была в Шри-Ланке. Правда, мы были без удочек и не пытались никого поймать: просто плыли и искали крокодилов. Нашли (улыбается).
– А за грибами в какие-то особенные места ходите?– Я же питерский человек, поэтому мои места – Карельский перешеек. Пока перешел через речку, пока вышел на «территорию», только потом начинаешь «пахать» каждый кустик. Долгий процесс – почти на весь день. Очень люблю один ходить за грибами: никто не торопит, не ограничивает. Когда с кем-то, он начинает за тобой подбирать, и начинается ломка: «Блин, ну как я ничего не нашел, а он три белых увидел». А когда один – все как-то схвачено. Бросаешь окурок: «Прости, лес, что я нагадил». Разговариваешь с природой, гармонию находишь.
– Вы азартный человек?– Очень, но на деньги не играю. У нас есть небольшая компания – из драмтеатра, из других театров, раз-два в неделю мы собираемся и играем в покер. Все азартные, но играем только на фишки. Так, конечно, я игрок по натуре.
– Можете назвать одну сильную и одну слабую черту своего характера?– Давайте со слабой начну. Она заключается в том, что я очень люблю сдавать позиции. Мне, например, задали вопрос, который для меня труден, я подумаю-подумаю, а потом скажу: «В принципе, все понятно. Пусть на него лучше ответит Александр Владимирович». Некоторая степень конформизма. Всегда хочется быть хорошим, понятным.
А сильная черта, пожалуй, в том, что умею работать над этим конформизмом и умею отсеивать людей, с кем бы я пошел в разведку. Выбираю безошибочно
Текст: Екатерина Черненко
Фото: Ирина Губарева