В Омске прошли традиционные дни государственного музея «Эрмитаж». Знаменитое петербургское хранилище искусств привезло с берегов Невы обширную экспозицию, которая разместилась сразу в двух залах эрмитажного филиала «третьей столицы».
Выставку «Искусство портрета. Личность и эпоха» сопровождала целая группа специалистов «Эрмитажа». Пожалуй, самой молодой из них была Анна Иванникова. Она трудится в отделе «Русской культуры». МС2 показалось интересным узнать, как живут молодые музейные профи "Северной столицы".
- Анна, с вами в Омск приехали очень опытные специалисты, в том числе и по возрасту. А какое количество молодых сотрудников сейчас в штате «Эрмитажа»?
- Могу сказать, что состав «Эрмитажа» в последние годы очень сильно помолодел. Их довольно много. Состав сотрудников расширился в последнее время. И по лицам, которые я вижу, молодых довольно много.
- Страна переживает кризис, а «Эрмитаж» нет? Такой вывод можно сделать, если судить по вашим словам. Вы говорите, что состав сотрудников расширился.
- У нас открылись новые площади. Фонды иногда дробятся, потому что сложно очень следить - столь они объемные. Во всех музеях это происходит. Набирают больше людей. Возникает потребность в большем количестве выставок, большем изучении материала. У нас очень сместился курс работы. За последние пару десятилетий. Я не знаю, как это в Омске, но сейчас требование министерства к увеличению потока посетителей. Определенное количество выставок, которое должно быть организовано, как на месте, так и в других городах. Это, безусловно, требует большего количества людей для большего количества работы. С увеличением фронта работ.
- Все знают, что зарплата музейного сотрудника не такая высокая, как, например, банковского. Кто же идет работать в музей?
- Ну, а кто идет работать в музей? Это, прежде всего, историки, филологи, ну, и, конечно, искусствоведы. Здесь все зависит от отдела. Потому что у каждого фонда есть своя специфика. И часто бывает, что если неправильный человек оказывается в неправильном фонде, то работа стопорится. Это, безусловно, важно. Понятно, что, если человек хранит живопись - он должен быть искусствоведом по образованию. В нумизматике, которую мы тоже привезли в Омск, важнее быть историком. Это такая специфика, связанная с материалом.
Нумизматические экспонаты, представленные в новой выставке "Эрмитажа" в Омске
Тому, кто занимается восточным искусством, важно знать язык. Туда часто идут филологи. Я, например, как выпускница Санкт-Петербургского государственного университета окончила кафедру «История искусства», но нам историю востока вообще не читали. Специфика образования в этом вузе подразделяет эти направления. Можно сказать для нас это terra incognita.
Ростовой портрет восточного правителя, представленный в рамках новой экспозиции "Эрмитаж-Сибирь"
Молодым людям с подобным образованием, куда им идти? У них есть возможность либо заниматься экскурсионным делом - если они продолжат заниматься своей специальностью, либо уходить в какие-то антикварные магазины. Либо выбрать музей. Все-таки у сотрудников есть разные возможности. Можно получать гранты, например. У «Эрмитажа» есть сотрудничество с зарубежными музеями. Есть фонд Потанина, который выдает гранты за какие-то достижения определенные.
- Это бонус к небольшой зарплате?
- Бонус. Но есть любимое дело, и, наверное, оно во многом все-таки перекрывает финансовые недостатки. Потому что, когда у тебя есть возможность работами с вещами из коллекции музея, то какие-то моменты отступают на второй план.
Напомним, выставка «Искусство портрета. Личность и история» из собрания Государственного музея «Эрмитаж» работает в омском центре «Эрмитаж-Сибирь».
Беседовал Виталий Маевский
Фото БК55