Трагическая весть пришла из соседней Тюмени: скончался главный дирижер Тюменского филармонического оркестра Евгений Шестаков. Имя его хорошо знакомо местным меломанам и чиновникам.
Последние не простили ему отношения к власти без излишнего пиетета. Шестаков, будучи главным дирижером Омского академического симфонического оркестра, и уже покинув этот пост, в рамках сайта БК55 и журнала «Бизнес-курс» не раз критиковал чиновников за наплевательский взгляд на культурную сферу.
По мнению дирижера, нашу культуру добивали несколько фамилий, крепко сидящих в креслах руководителей. Именно они, как считал мэтр, привели омскую культсферу к падению общего уровня ее потребителей- так маэстро выразился в интервью одному из местных изданий.
Хотя о самих культспецах он был высокого мнения.
«Только работники культуры единственный раз за все время правления бездарного, удушающего правления Полежаева в 1996 году вышли к областной администрации с требованием отставки полежаевского режима. Омский хор пел песни, студенты музучилища в виолончельном футляре «хоронили» полежаевский режим! Не пора ли выходить на аналогичный митинг», - заявлял Шестаков в реплике от 2013 года, опубликованной на БК55.
Он один из немногих, кто называл конкретных виновников развала культуры в провинциальном Омске и, конечно, простить ему этого не могли. Да и ответственного отношения к делу Евгения Ивановича не пытались понять даже некоторые коллеги.
«Когда Горенштейн, главный дирижер Госоркестра России имени Светланова узнал, как мы занимались, он говорил: «Ты сумасшедший! Даже я себе такое с моими артистами не позволяю!». Это он о том, что я заставлял играть сначала каждого артиста индивидуально, многие — с корвалолом, затем репетировали по группам — отдельно струнные, духовые и т.д. — и только тогда, когда «каждый солдат знал свой маневр», я проводил общие репетиции оркестра и затем концерты. Результат омичам известен. Правильно, отвечаю, Марик, если у тебя не играет ИВАНОВ, СИДОРОВ, ты заменяешь их, это Москва, большие зарплаты. У меня консерватории нет под боком, зарплата нищенская. Или артисты у меня заиграют, или весь оркестр будет никакой», - признался покойный дирижер в интервью местным «Комвестям» в 2008 году.
Это было глубокое служение музыке. Другого Шестаков позволить себе не мог. Даже в ущерб собственному имиджу. Не случайно он произнес крамольную и, во многом, обидную фразу:
«Вся наша интеллигенция, бюджетники как ходили на концерты симфонической музыки, в театры, так ходить и будут. Но пользы материальной для развития оркестров они не принесут. Это больше эмоциональная поддержка. Потому что не могут они заплатить реальную стоимость за билеты. Развитие профессионального исполнительского искусства может идти только за счет слушателей, которые имеют деньги, за счет популяризации в их среде этого искусства».
Сегодня Омская филармония идет как раз по этому пути- в концертном зале частенько появляются первые лица правительства, бизнесмены, создан попечительский совет. А у Шестакова была своя дорога. Ему, как высочайшему профессионалу, доверили создавать с нуля Тюменский филармонический оркестр.
«С целью формирования высокой культуры Тюменской области и удовлетворению растущих духовных и эстетических потребностей тюменцев приказываю создать Тюменский государственный симфонический оркестр», - говорилось тогда в приказе учреждения культуры, подписанном гендиректором «Тюменского театрально-концертного объединения».
В Омске места ему не нашлось. У нас не любят харизматичных, да еще и профессионалов.
«Репетировать начнем в сентябре. Обязательно сообщу вам о всех новостях», - признался по телефону МС2 в 2015-м году г-н Шестаков.
Но так и не позвонил более ни разу. Очень был занят своим новым делом.
На персональном сайте Евгения Шестакова сохранились высказывания о нем выдающихся музыкантов. Вот лишь некоторые из них.
«С 1957 года я веду класс оперно-симфонического дирижирования в Новосибирской Государственной Консерватории им. М. И. Глинки. Из всех дирижеров, получивших широкую российскую и европейскую известность после окончания консерватории, могу выделить четырех выпускников разных лет: Вольдемар Нельсон, Василий Синайский, Марк Горенштейн и Евгений Шестаков.
Что касается Евгения Шестакова, то его профессиональный опыт уникален: он никуда из России не уезжал. Его работоспособность, незаурядные организаторские способности, целеустремленность, фанатичная увлеченность своей профессией, огромный практический опыт, разнообразный, большой репертуар позволили создать в Омске высокопрофессиональный большой симфонический оркестр»,- сказал о своем ученике его учитель Арнольд Кац.
«Я абсолютно убежден, что маэстро Евгений Шестаков может прекрасно дирижировать любым оркестром мирового класса.
Любой солист-инструменталист, вокалист, на уровне мировых звезд, получит в лице Евгения Шестакова блестящего и чуткого партнера. Авторитетно заявляю, что Маэстро Евгений Шестаков сегодня один из лучших дирижеров современной России",- уверял ныне покойный гениальный пианист Николай Петров.
"Это невозможно!" - сказал я дирижеру, когда мы сыграли на первой репетиции лучше, чем многие оркестры играют на концерте. Я открыл для себя в Омске дирижера высочайшей квалификации - Евгения Шестакова и, конечно, оркестр, который звучал очень профессионально»,- признался еще один выдающийся пианист Денис Мацуев.
«Маэстро Шестаков вызывает большое человеческое, профессиональное уважение: держать "в руках" в сибирском городе в такой отличной форме долгие годы оркестр - это удивительно! Это подвластно только большому мастеру, каким сегодня является в России и Европе Евгений Шестаков",- сказала скрипачка Дора Шварцберг, профессор Венской академии музыки.
Думается, столько же красивых слов могут сказать про Евгения Ивановича и его омские поклонники, обыкновенные меломаны-бюджетники, которые пусть, по его словам, и не наполняли бюджет оркестра, но любили его трогательно за талант и неравнодушие к тому продукту, который он выдавал на публику.
Виталий Маевский
фото: с сайта "Город Т"