Новости. Омск
bk55.ru

Искусство на коротком поводке: омские актеры - рабы или активные творческие единицы?

18-08-2020 10:22:11
 сцена из спектакля Омского музыкального театра

Недавние материалы нашего ресурса о деятельности омских театров, да и не только о них, вызвали «девятый вал» комментариев о закулисной жизни самого крупного местного учреждения Мельпомены –Омского музыкального. Директора Нэлли Бут обвиняли, что ее трудовое соглашение на 5 лет, а актерские всего на год.

 

Ситуация любопытная и вскрылась она лишь после того, как г-жа Бут не продлила контракты с несколькими артистами и специалистами театра. Заметим, что актеры, с которыми попрощались в Омском музтеатре, звездами труппы не являлись.

 

«А почему у директора на 5 лет контракт, а у артистов на 1 год? Это же не частный театр. Полагаю ещё за 2 года своего правления Бут многих уволит. А вот почему она штат раздувает? Артистов, получающих копейки сокращает, а управленцев с большими зарплатами набирает. Это как? Растрата бюджетных денег. Минкульт покрывает её»,- написал в комментарии на сайте МС2 вот к этому материалу один из, судя по всему, осведомленных респондентов.

 

Но, как выяснилось, годичные контракты с актерами, и как мы понимаем со звездами, заключаются и в старейшем местном храме Мельпомены – Омской Драме. «Академики», между тем, всегда славились стабильностью труппу. Последний актер, с которым там попрощались, был Владимир Девятков.

 

Он ушел из коллектива со скандалом в 2018 году, отсудив при этом у Омского минимущества право остаться в снимаемой ему четверть века родным театром служебной квартире.

 

«С артистами заключаются срочные трудовые договоры на один год, которые регулярно продлеваются по завершении предыдущего театрального сезона. При этом проводится встреча артиста с руководством театра, где в формате конструктивного диалога обсуждаются все вопросы, касающиеся работы в следующем сезоне – от творческих до юридических. Так же, в формате диалога, путем переговоров решаются все вопросы, касающиеся завершения сотрудничества.

Залогом стабильности труппы Театра, в первую очередь, являются добрые отношения внутри коллектива, следование сложившимся за долгие годы традициям взаимного уважения, товарищества. Трудовые отношения между работодателем и работниками регулируются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации», - пояснили нашему ресурсу в Омском академическом театре драмы.

 

Однако, как видим, выяснить отношения во внесудебном порядке с бывшим артистом, ныне 53-летним Владимиром Девятковым, «академикам» не удалось. Впрочем, в другом омском театре «Галерка», куда Девятков направил свои стопы после местной Драмы, с ним попрощались по обоюдному согласию в декабре 2019- го, когда он едва не сорвал сдачу премьеры.

 

«С Владимиром Девятковым мы расстались по соглашению сторон. Можно сказать, не сошлись характерами. Проблем с поиском замены не возникло, как и со сдачей спектаклей», — прокомментировал СМИ факт художественный руководитель «Галерки» Владимир Витько.

 

Сцена из спектакля театра "Галерка"

 

Заметим, что нюансы юридических взаимоотношений с артистами в вотчине Владимира Витько охраняют, как государственную тайну.

 

«В кадрах не информируют о таких вещах, у нас с этим строго - закрытая служебная информация. Собственно, поэтому я и не узнавала никогда об этом», - ответила МС2 зам худрука «Галерки» Екатерина Герасимова.

 

Как свидетельствует местная пресса, Владимир Витько всегда любил менять актеров. Творческие «романы» с той или иной звездой необходимы любому лидеру театра для вдохновения. Мастер очарован талантом актера и активно задействует его в репертуаре. Только когда очарование заканчивается, экс-фавориту или фаворитке не позавидуешь.

 

Так произошло в 2012 году с Сергеем Шоколовым, который после 20 лет работы в «Галерке» со скандалом покинул ее ради «Пятого театра». А несколько лет назад Шоколов переехал в Санкт-Петербург, где много снимается в сериалах и играет на театральной сцене.

 

В «Пятом театре», где недавно назначен новый директор, пока эпоха безвременья. Там еще не в курсе, кто будет отвечать за творчество в труппе.

 

Ранее это делал находящийся сейчас под следствием худрук Никита Гриншпун. Но решением областного минкульта с ним расторгнут контракт, а также разделены обязанности директора и главного режиссера.

 

Сцена из спектакля "Пятого театра"

 

«У наших актеров годичные контракты. О творческих планах с подробностями ответим в сентябре, в данный момент мы, наконец-то, в отпуске. Но главный план на начало сезона - отпраздновать 30-летие театра», - прокомментировала вопрос о юрвзаимоотношениях в труппе «Пятого театра» его завлит Екатерина Кулакова.

 

Заметим, что до слуха околотеатральной общественности давно доносилась информация о том, что коллектив не слишком доволен деятельностью популярного в среде театральных критиков России Никиты Гриншпуна. Говорили о том, что экс-худрук «Пятого театра» мало думает о том, как задействовать весь актерский состав, невоздержан в лексике.

 

Однако, как мы понимаем, выражать свое недовольство в театральной среде Омска не очень принято. Годичные контракты легко присмиряют даже самых скандальных.

 

«Когда я пришла в театр, то попала под программу «Молодой специалист», поскольку устраивалась на работу сразу после окончания ВУЗа. По этой программе со мной заключили договор сразу на три года. Когда программа закончилась и договор подошел к концу, со мной снова заключили договор на три года. К тому моменту у меня было уже много ролей в спектаклях идущего репертуара. Когда закончился и этот договор, то меня просто перевели на бессрочный договор.

С ребятами, которые только приходят в профессию, обычно заключают договор на год (испытательный срок), а дальше уже зависит от того, кто как себя зарекомендует. Ведь актерская профессия непредсказуемая и у каждого она своя», - осветила свое положение в театре ведущая актриса омской городской «Студии» Л.Ермолаевой» Ольга Постоногова.

 

Примерно такая же ситуация с бессрочными контрактами и в другом муниципальном театре – Лицейском.

 

«В основном, все специалисты и артисты у нас в штате, но некоторых мы берём на период театрального сезона», - пояснила ситуацию завлит «лицеистов» Дина Углирж.

 

«В Театре создана первичная профсоюзная организация, с которой обсуждаются вопросы текущей деятельности. Регулярно проводятся собрания коллектива Театра, на которых обсуждаются основные вопросы, касающиеся творческой деятельности Театра, перспективных планов на новый театральный сезон, а также вопросы регулирования трудовых отношений, впоследствии включаемые в коллективный договор с работниками», - дополнили свой спич о взаимоотношениях с коллективом в Омской драме.

 

Однозначного мнения о том, насколько необходимо такое средство влияния на артиста, как годичный контракт, в государственном театре нет. С одной стороны, есть репертуар. Главный режиссер знает о том, какие актеры необходимы ему для бесперебойной работы учреждения.

 

Осведомлен об этом и директор, который не может не владеть информацией о том, на спектакли с какими звездами лучше продаются билеты. Тогда не совсем ясно, почему у всех годичный контракт.

 

С другой стороны, именно трудовое соглашение на сезон позволяет театральной администрации управлять артистами - усмирять их финансовые аппетиты и недовольство управленческими решениями. Таким образом, руководство гостеатром получает неограниченную и практически бесконтрольную в Омске власть. Министерство культуры региона, как видно из ситуации с судебным преследованием Никиты Гриншпуна, не владеет ситуацией в подведомственных учреждениях Мельпомены. 

 

Выливается ли это во взрыв творчества на сцене? Скорее нет. Омские театры постепенно превращаются в островки спокойствия, где ничего не случается - ни с жизненной, ни с творческой позиций.

 

Виктория Горчица
Фото БК55

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru