Новости. Омск
bk55.ru

Ирина Лапшина, директор Омской филармонии: «Преломленная в экранах гаджетов реальность теряет обаяние»

26-05-2020 11:56:59
 Ирина Лапшина, директор Омской филармонии

Юбилей на фоне пандемии пережила главная концертная организация региона. Как живет сейчас Омская филармония и изменится ли местная филармоническая деятельность после самоизоляции, рассказала нашему ресурсу руководитель учреждения.

 

- Ирина Борисовна, Омская филармония отметила 80-летие. Дата крупная. Для человека этот возраст, скорее, закат. А возглавляемая вами организация, по мнению многих экспертов, сейчас переживает всплеск.

 

- Мы, действительно, нацелены на то, чтобы наше творчество, наши концерты и проекты громко звучали, были яркими и запоминающимися. Конечно, бессмысленно сравнивать возраст человека с историческим «возрастом» учреждения. Хотя здесь и, вероятно, это объективно, имеет значение средний возраст персонала учреждения. А наши артисты и сотрудники довольно молоды и креативны.

 

Это позволяет продуктивно коммуницировать, совместно развивать рождающиеся идеи и более энергично их реализовывать. Коллектив готов к новому, готов экспериментировать, держать высокий темп, готов выкладываться ради интересного проекта по максимуму. У нас замечательная, инициативная творческая команда, наверное, в этом весь секрет.

 

А филармонии есть и постарше. Санкт-Петербургской филармонии в следующем году исполнится 100 лет, хотя Петербургскому филармоническому обществу уже больше 200 лет. Это было большое достижение советской власти учредить и распространить по всей стране профессиональные концертные организации в виде филармоний и культивировать музыкальное искусство, сделав его доступным для широких слоев общества.

 

- Юбилей ваш совпал с режимом самоизоляции. Согласны ли вы с тем, что культура изменится после пережитого?

 

- Я не думаю, что культура изменится в глобальном смысле. Если вы имеете в виду возникшую сегодня доступность предметов искусства, художественных постановок и концертных программ в открытом интернет-пространстве, то, на мой взгляд, это совсем не снижает их ценности и никогда не заменит энергетики живого концерта в дальнейшем. Это совершенно другой уровень эмоций.

 

Концерт – это ведь не просто прослушивание музыки, это выход в свет, это духовное единение в пространстве концертного зала с музыкантами и всеми присутствующими, это причастность к особому событию, к особому миру. Если хотите, это выход в другую реальность. Но, преломленная в экранах гаджетов, эта реальность становится плоской, неполноценной. Она теряет свое обаяние, свой дух, свою особенность. А ведь люди приходят в концертные залы именно за этим.

 

Ирина Лапшина трудится директором Омской филармонии с 31 октября 2016 года

 

- Как отразился режим самоизоляции на вашем учреждении?

 

- Как и для многих организаций, для филармонии режим самоизоляции стал сопряжен со многими сложностями. Мы не предполагали, что все это так затянется. И что самое досадное, мы и сейчас не можем предположить, когда этот режим закончится, и в каких условиях мы сможем начать свою работу. Это очень удручает.

 

Сейчас временно отсутствуют доходы, но мы надеемся на поддержку учредителя. На сегодняшний день средства на заработную плату и коммунальные платежи выделены в полном объеме. Надеемся, что удастся справиться с ситуацией и в дальнейшем. Неопределенность – это тяжелое состояние. Его очень сложно переживать психологически. Но мы все стараемся не опускать руки.

 

Музыканты, артисты занимаются домашней подготовкой, появилось больше времени оттачивать детали, работать над нюансами. Параллельно готовят «домашние» номера для наших соцсетей. Художественное руководство и администрация занимаются перспективным планированием, активно обсуждаем и готовим абонементы сезона 2021-2022, готовим проекты договоров с артистами и коллективами на предстоящий сезон. Надеемся, что он все же пройдет по плану…

 

- Выполнение взятых на этот сезон планов до какой степени пострадало?

 

- Если мы говорим о творческих планах, то это очень серьезные потери. Сорвались гастроли симфонического оркестра в Великобританию, которые готовились практически четыре года. Перенесен Международный конкурс скрипачей имени Янкелевича, запланированный на нынешний май. Теперь он состоится в будущем году. Причем, конкурсанты успели подать заявки и пройти предварительный отбор, но в 2021-м по возрастным ограничениям в очные туры пройдут уже не все.

 

Отменены концерты Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева и ежегодного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает». В этом году мы планировали масштабный двухдневный Siberian Jazz Festival в парке на Королева с невероятным, поистине звездным, составом участников из пяти стран мира. Была проделана очень большая работа по достижению договоренностей. Надеемся, что нам удастся ангажировать этих же исполнителей в следующем году. Нам также пришлось перенести праздничный концерт к 80-летию филармонии, который был запланирован на 15 мая.

 

- Некоторые специалисты уверяют, что ситуация, подобная нынешней, будет повторяться довольно регулярно. В связи с этим как вы видите деятельность учреждений культуры, связанных с массовыми мероприятиями, в частности вашего? Вы же не можете бесконечно не работать?

 

- Очень не хочется верить в подобные прогнозы. Но, если реальность поставит перед нами такие условия, то конечно, придется к ним приспосабливаться. Вероятно, переходить на камерные форматы, возможно, монетизировать онлайн-трансляции, придумывать новые виртуальные проекты. В этом случае должны быть скорректированы критерии государственного задания, относительно которого мы планируем всю свою деятельность и получаем на нее субсидию.

 

- Необходимо ли введение новых штатных единиц, которые будут «заточены» только на онлайн-работу с вашими потребителями услуг? Может быть, нужен новый отдел для тех, кто намерен потреблять услугу исключительно виртуально?

 

- Увеличивать штат, я полагаю, сегодня нецелесообразно, а вот осваивать и внедрять новые технологии, прибегать к новым коллаборациям с продакшн-студиями нашим сотрудникам, вероятно, придется. Но, как я уже говорила, онлайн-концерт никогда не заменит настоящего живого концерта в зале. Поэтому мы все же предпочли бы делать ставку на внедрение новых «безопасных» форматов живых концертов.

 

- На ваш взгляд будут ли появляться новые требования санитарных служб для проведения массовых мероприятий? Необходимы ли будут для этого переделки вашего зала?

 

- Полагаю, что снятие ограничений в нашей сфере, как и в любой другой, будет постепенным и, вероятно, также будет сопровождаться какими-то отдельными требованиями, которые нам сейчас сложно предсказать. Возможно, потребуется определенная рассадка зрителей. Скорее всего, первые мероприятия в залах будут проходить с ограниченным количеством посетителей и без антракта.

 

Наверняка потребуется особая организация пропуска зрителей в залы и работы гардероба. Мы будем готовы продумывать различные механики и разрабатывать необходимые инструкции после того, как нам озвучат все требования. Не думаю, что для этого потребуются конструктивные изменения зала.

 

- Понятно, что после пандемии и самоизоляции вероятным выглядит и некоторый отток кадров из вашей сферы, ведь уже прогнозируется значительное снижение числа зрителей. Станет ли меньшим по объему ваш коллектив? Уменьшится ли число творческих сотрудников, если снизится количество концертов?

 

- Знаете, в сфере искусства вопрос смены рода деятельности – это вопрос скорее этический, нежели экономический. Музыкант, артист – это ведь не работа, это призвание. Оставить сцену из-за временных трудностей решится далеко не каждый артист и, наверное, точно не настоящий артист. Мы же со стороны администрации сделаем все возможное, чтобы сохранить наши творческие кадры. Слишком много сил филармония положила на то, чтобы собрать таланты, раскрыть их, сформировать творческий костяк, чтобы позволить временным обстоятельствам все это разрушить. Это просто недопустимо.

 

- Какие темы, на ваш взгляд, будут востребованы на волне пандемии и после пережитого обществом стресса? О чем будет рассказывать и что пропагандировать ваше учреждение?

 

- Мне кажется, российская традиция такова, что трудности еще больше сплачивают наш народ, обнажают в нас лучшие качества – взаимопомощь, сострадание, самопожертвование. Вы посмотрите, как развилась волонтерская деятельность, как поддерживают граждане наших врачей. Артисты филармонии тоже выразили желание поддержать медиков, которые сегодня буквально оказались на передовой борьбы с этим страшным вирусом.

 

Мы организовали концерт на открытом воздухе на территории гостиничного комплекса «Иртыш», где размещаются врачи, работающие в перепрофилированных инфекционных больницах. Так что именно сейчас, когда реальность приобрела драматический характер, те вечные ценности, которые традиционно становятся центральными темами искусства, стали близкими и осязаемыми для всего общества. И наша музыка по-прежнему будет укреплять дух, дарить нашим слушателям эмоциональное наполнение, вдохновение к созидательному делу, к лучшим проявлениям их гуманных качеств.

 

Беседовал Виталий Маевский
фото БК55 и предоставлено героиней материала

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru