«Какая вы?» - «Я... - задумалась Наталья Рыбьякова, актриса Омского театра драмы, - я разная».
У нас было как минимум пять поводов, чтобы посвятить Наталье целый фотопроект: 8 Марта, юбилей (в Международный женский день нашей героине исполняется 30 лет), недавний триумф в Новосибирском театре оперы и балета (актриса сыграла главную роль в премьере этого сезона «Жанна д`Арк»), годовщина работы в Омской драме (Наталья пришла в театр в марте ровно пять лет назад) и в довесок к таланту – красота и обаяние.
«О, женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!»
К. Бальмонт
Артисты не очень любят о себе говорить, потому что мы делаем это на сцене. Если не понравилось, что-то не поняли – значит, я плохо донесла. А в жизни... я могу вам нравиться, могу не нравиться, но все это не важно, потому что я не конфетка, которая должна прийтись по вкусу.
Поклонники? Есть – есть, нет – нет. Я легко отношусь к славе, излишнему интересу к себе. Как-то смотрела передачу про Муравьеву, в которой она говорила: «Я такая неинтересная, я такая закрытая». Вот и я такая же. (Смеется.) Может быть, конечно, сложно понять, кто такая Наталья Рыбьякова, но на сцене происходит достаточно много откровенных вещей, в которых я выражаю себя, поэтому хочется, чтобы за пределами театра личная жизнь оставалась при мне. Кому интересно, какая я, – пусть ходят на старые, на новые спектакли. (Улыбается.)
У меня есть желание сниматься в профессиональном кино. Это, по-моему, очень интересно – попробовать себя в чем-то новом. Если бы было достойное предложение, я бы, конечно, его не упустила. Но театр – это особая любовь в моей жизни. «Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей...» Это про меня.
Быть в актерской форме предполагает многое. Прежде всего – интерес к профессии, к тому, что происходит вокруг. Это ежедневная работа над собой. Михаил Чехов сказал: «Если актер хочет усвоить технику своего искусства, он должен решиться на долгий и тяжелый труд».
Хочется таких ролей, которые бы открывали в тебе новые возможности. Всегда любопытно: «Что я еще могу? Как еще можно использовать то, что у меня есть? И сколько там еще всего?!» Поэтому когда появляется режиссер и предлагает тебе эксперимент – то, чего ты еще не пробовала и не знала в себе, – это здорово.
«Что хочет женщина? Увы, никто не знает.
Порой не знает и она сама».
Сергей Бобров
Я ужасная самоедка. С одной стороны, это хорошо, не позволяешь себе останавливаться, постоянно развиваешься – хочешь, хочешь, хочешь. Пока есть мечты и стремления, человек жив. Но с другой стороны, самоедство так же вредно, как и чрезмерное самолюбование. Когда все хвалят, говорить себе: «О боже, какая я талантливая!» – тоже бред. Мы все знаем реальную оценку своим ролям и работе.
Не знаю, как из меня получилось то, что сейчас есть (смеется), но в детстве я была очень спокойной девочкой. Как мама говорит: «Тебя без проблем можно было оставить одну, играла сама с собой. Наташу уложили спать – тишина». Даже учебой со мной никто не занимался: все сама, сама, сама. Не было ни слышно, ни видно, поэтому откуда взялся тот вулкан страстей – непонятно.
Родители живут в Екатеринбурге, и мы видимся примерно раз в год, мне очень их не хватает. Мама – бывшая спортсменка, легкоатлетка и просто красавица – она хотела петь, танцевать и свои несбывшиеся мечты воплотила в дочери. Все детство я увлекалась народными танцами и пением, занималась в студии при Уральском народном хоре, и педагоги думали, что я продолжу реализовывать себя в этом направлении. Но в какой-то момент папа меня остановил, сказав: «Сколько можно петь и плясать – иди учись!» Пришлось послушаться. Это был девятый класс. И все силы были брошены на учебу. Но от себя не убежишь, я и в школе нашла, где реализовать свой творческий потенциал, – пела, ходила в драмкружок, в котором мне и посоветовали поступать в театральный институт. Огромное им за это спасибо. Сейчас я занимаюсь тем, что меня вдохновляет, дает силы и возможность самореализоваться. Очень важно понять, чем ты хочешь заниматься в жизни. От этого напрямую зависит, будешь ты счастлив или нет.
Мой брат (он младше меня на 8 лет) – футболист, играет за команду Екатеринбурга. Я смотрела его матчи раза два, и мне, конечно, стыдно за это. И сколько я живу в Омске, ни разу не была на игре «Авангарда» – еще один стыд для меня.
Переживала и болела за спортсменов на Олимпиаде. Я патриотка. Горжусь, когда наши спортсмены завоевывают медали – любые. Спортсмены такие же сумасшедшие люди, как актеры. Мне нравятся сумасшедшие люди: легкие на подъем, способные на какие-то глупости, я сама – спонтанный человек.
На удивление, мои друзья не из творческой среды. Две мои подруги детства живут в Екатеринбурге, они следят за моим творчеством и редко, но приезжают сюда. Мне повезло, в Омске у меня тоже появились друзья. В театре – хорошие знакомые. Это однозначно те люди, которых я люблю, помогу и поддержу их, дружба – это глубокое чувство, проверенное временем.
«Одна лишь красота нас покоряет силой,
мы, смерти не страшась, боимся гнева милой!»
Пьер Корнель
В моей жизни нередко складывается так: стоит подумать – и я это получаю. В общем, я стала очень осторожна со своими желаниями и мечтами. (Смеется.)
Иногда мне не хватает терпения, и я «взрываюсь». Хотя близкие замечают, что я потихоньку исправляюсь. (Смеется.) Я не могу свой темперамент засунуть в банку. Если меня «несет», то пока не выскажу все, что думаю, не остановлюсь. Потом выдохну и могу извиниться. И в этот же момент подумаю: «Зачем я это сделала?!»
Образ дерзкой женщины – интересный образ, наверное, могу в него поиграть, но в жизни я не такая строгая. Хотя один человек сказал мне, что, когда речь заходит о профессии, о работе, становлюсь очень серьезной. Видимо, из-за того, что я очень ответственный человек: если за что-то берусь, то это должно быть идеально.
Я думаю, мы все ранимые, но свои чувства стараюсь держать при себе. Мой персонаж в «Дачниках» Юлия Филипповна говорит: «А кто видел мои слезы? Я всегда веселая». Вот у меня так же.
«Ее душа, как свет необычайный,
как белый блеск за дивными дверьми»
В. Набоков
Дома я очень люблю поваляться, посмотреть фильм, почитать книгу. А еще лучше – посвятить время общению с теми людьми, которых любишь и редко видишь.
Так, люблю приходить в квартиру, что, когда закрываю дверь на замок, думаю: «Какое счастье!». Со мной еще никогда такого не было. Все время где-то, все время по гостям, а сейчас все больше начинаю ценить моменты, когда остаешься один. Когда ты постоянно на виду, в вечном движении – хочется тишины и покоя. Подумать о себе, о том, что волнует. Потому что со временем я поняла: профессия – это не все. Это лишь работа. А жизнь – это жизнь. Поэтому вышел из театра – закрыл дверь на ключ и живешь дальше. Во всяком случае, я над этим работаю. Не хотелось бы всю жизнь посвятить только театру.
Семья – это твой тыл. Это, прежде всего, человек, который принимает тебя такой, какая ты есть, к которому ты летишь, расправив крылья. Такой человек у меня есть. Могу ли я рассказать о нем? Нет.
Дома у меня живет замечательная кошка Евра (Еврада), британка. Я ее обожаю, она очень интеллигентна и умнее меня в пять раз. Это просто мое счастье.
Стараюсь не пропускать интересные кинопремьеры. Очень люблю кино. Поход в кинотеатр доставляет мне массу удовольствия. Не люблю фильмы ужасов! Как ребенок, отворачиваюсь, закрываю ладонями глаза и подглядываю сквозь пальцы. Это, пожалуй, единственный жанр, на который меня не заманить в кинотеатр. Хотя... один раз мне самой удалось сняться в «ужастике». Омские ребята проводили кастинг, который я удачно прошла. В результате вышел фильм «Споры».
Не суеверна, но чтобы поднять себе настроение, могу заглянуть в гороскоп. Как там у Рыб дела? Все хорошо – отлично. Плохо – значит сегодня я не Рыба. (Смеется.) Стараюсь быть оптимисткой.
Когда нет репетиций, у меня появляется время заняться собой, а это так важно для каждой женщины. Шопингу могу посвятить шесть часов запросто. Еще одна отдушина – спортзал. С удовольствием ходила бы в бассейн, но его нет рядом с домом, а я люблю, чтобы все было в шаговой доступности. Я человек, который ценит комфорт. Отдыхаю, когда вокруг красиво и уютно. Обожаю выезды на природу, прогулки по лесу, где нет людей и можно подышать свежим воздухом. Что касается планов на отпуск в этом году – хочу съездить в Париж, город любви. Лувр, Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери – это мечта, возможность сделать себя счастливым.
Организатор съемок, postproduction: Мария Третьякова. Фото: фотостудия PANAMA. Стиль, make-, hair-up: Калима Ералинова. Текст: Екатерина Черненко