Омичка рассказала о поездке в Германию, на крупнейший в мире фестиваль тяжёлой музыки Wacken.
- Фестиваль правда такой масштабный, как о нем говорит «Википедия»?
- Пишут, что в этом году было 85 тысяч человек. Но я спросила у организаторов поездки, и они говорят, что реальная цифра — около 150 тысяч, а официальные данные — это лишь количество проданных билетов. Есть еще резерв на партнерские турагентства. А еще есть люди за территорией фестиваля: вся деревня гуляет. В этом году был 30-й, юбилейный Wacken. Все начиналось с 800 зрителей, а теперь он один из крупнейших в мире.
- Билеты, наверное, непросто купить при таком ажиотаже?
- Сразу же после окончания фестиваля начинают продавать билеты на следующий год, и в первые сутки или двое они все распродаются. Часть выкупают спекулянты. Хотя на том же e-bay люди умудрялись незадолго до фестиваля купить билеты по обычной цене у тех, кто не смог поехать: все-таки, сложно предугадать, что произойдет в твоей жизни за год. С агентством все проще: они решают вопрос с билетами сами.
Так выглядит заветный билетик
- Как ты попала на Wacken в первый раз?
- Однажды наткнулась на видео с выступлением на Wacken одной из моих любимых power metal групп Blind Guardian. Поразила огромная толпа людей: на видео с российских фестивалей, того же «Нашествия», такого масштаба нет. А в 2017 году я узнала, что от России на фестиваль едут фанатские автобусы от двух питерских агентств. У меня как раз планировался отпуск, были накопления, — и я рванула. До фестиваля оставался месяц, поэтому я успела сделать шенгенскую визу, турагентство помогло с предоставлением дорожной карты.
- Как добирались на фестиваль?
- Из Петербурга через Финляндию, Швецию и Данию; от Хельсинки плывет ночной паром до Стокгольма. Точка прибытия — городок Вакен на севере Германии, под Гамбургом. Ехали мы два дня в микроавтобусе, нас было восемь человек. Дорога проходит весело, хотя порой определенным частям тела бывает жестковато. В дороге люди рассказывают байки из своей жизни. Все это под какой-нибудь дум-метал (экстремальный поджанр метала — прим.авт), который днем и ночью играет у кого-то из переносной колонки. Главное, водитель не ругается, терпит метал круглые сутки! Он и сам музыкант, из петербургской команды «КОМА».
- Почему не стала жить в кемпинге — там же, наверное, сильнее всего сконцентрирована особая атмосфера фестиваля?
- Я жила в гостинице — это дороже, но хотелось хотя бы иногда высыпаться. В кемпинге, говорят, даже кроты мешали спать. Слышала рассказ парня, которого ночью словно что-то толкнуло, хотя соседи по палатке давно спали. Потом он понял, что толчок исходил из-под земли.
- Но наверняка знакомые рассказывали, как обстоят дела в палаточном лагере?
- Кемпинг многокилометровый, обойти его нереально. Туда приезжают на грузовиках и фурах, везут с собой мебель - к примеру, диваны. Устанавливают вокруг палаток заборы, ставят там настояшую дверь. Видела наших с российским флагом, которые «ловили» соотечественников нецензурными надписями на стеклах машин.
- Как, кстати, обстоят дела с удобствами?
- Есть общая душевая, вообще очень хорошо развита инфраструктура. Туалетов много, они регулярно чистятся, всегда есть бумага. Биотуалеты есть, но их мало, в основном стационарные, с нормальными унитазами, зеркалами. Много подводок питьевой воды, ее можно наливать сколько угодно, она бесплатная. Мусора в кемпинге практически нет. В этом году в набор зрителя даже входил мусорный пакет. Еще у них интересная система: напитки продают в стаканах. Платишь 5 евро, сам напиток стоит 4, остальное — это залог. Возвращаешь стакан, тебе отдают 1 евро. Очень удобно, стаканы нигде не валяются.
- Есть такой стереотип: рок-фестиваль, люди беснуются в грязи... А как в этом году было с погодой?
- Есть байка про «святую вакенскую грязь», но в этом году грязи не было — я зря взяла резиновые сапоги (в прошлую поездку они очень пригодились). Кто-то вообще ходил босиком, но я не рискнула. В один из дней была гроза, звукорежиссер включал предупреждения на английском и немецком, чтобы люди уходили с фестивального поля и прятались в палатках и машинах.
В 2017-м году на Wacken резиновые сапоги еще как пригодились. Кстати, интересно, что есть специальные сувениры в виде открыток, к которым крепятся небольшие пластиковые емкости с вакенской грязью
- Какие выступления были самыми ожидаемыми в этом году?
- В основном люди шли на Slayer (американская трэш-метал группа, основанная в 1981 году – здесь и далее прим. авт), Cradle of Filth. Меня больше интересовали Within Temptation (нидерландская симфоник-метал-группа, существующая с 1996 года). А в 2017-м выступали Мэрилин Мэнсон, Megadeth (трэш-метал группа из Лос-Анджелеса, существует с 1983 года), Batushka (польская блэк-метал-группа, российские концерты которой отменили под давлением христиан). На следующий год анонсировали Judas Priest (британская хэви-метал-группа, основана в 1969), Amon Amarth (метал-группа из Швеции). Анонсы выкладывают порционно, по 20 групп, всего выступающих обычно около 150.
- Пробиться к самой сцене, наверное, нереально?
- Параллельно работает 7-9 сцен, самых крупных 3. Звук организован так, что выступающие друг другу не мешают. В 2017-м мне удавалось пробиваться и в первый ряд. Для этого нужно прийти задолго до выступления группы, которую ты ждешь — так, однажды я простояла 6 часов, пришлось слушать даже тех, кто мне неинтересен, чтобы сохранить место. В этом году я так делать не стала: фестиваль, надо отдыхать, к тому же, есть большие экраны. Ты в любом случае будешь в толпе, даже если в километре от сцены — такой масштаб.
- Учитывая музыкальную направленность, атмосфера царит суровая?
- Как ни удивительно, она позитивная. В этом году, к примеру, женщина завезла ребенка на инвалидной коляске в слэм (особая форма развлечения на концертах с тяжелой музыкой, когда люди толкаются и с разбегу врезаются друг в друга — прим. авт) — и слэм расступился! Агрессии, драк я вообще не видела. Говорят, в слэме каждый год кому-то что-то ломают, но это уже другая история, это не нарочно. Когда смотришь видео с Wacken, во время слэма пыль летит столбом на многие метры вверх. Отдельная тема — крауд-сёрфинг, когда кого-то поднимают на руки, и человек «плывет» над толпой. Можно почувствовать себя рок-звездой! Просто обращаешься к стоящим рядом бравым мужчинам и говоришь: «Lift me, please». И по настроению они тебя поднимут. В этот раз при мне подняли девушку, хотя она не хотела. Подкинули, и она потеряла телефон. Потом она ходила в бюро находок, ей сказали, что после всех выступлений поищут — но, конечно, ничего не нашли. Все-таки, многотысячная толпа. Так что к крауд-сёрфингу надо быть готовым, хорошо прятать ценные вещи или отдавать другу.
- Как думаешь, почему все-таки люди съезжаются туда со всей страны?
Рок-концерты обладают особенной энергетикой, а тут, можно считать, непрекращающийся четырехдневный рок-концерт. Когда огромная масса людей испытывает схожие с тобой эмоции, это такая эйфория, что хочется еще раз это испытать. Собрались тысячи людей, и ты можешь считать их своими братьями и сестрами. Я не люблю толпы, но там, как ни странно, они не раздражают. Все очень позитивные, душевные. Что удивительно, там чувствуешь себя спокойно: есть охрана и ощущение зашиты. Металлисты очень харизматичные, нарядные, с нашивками. Многие готовятся заранее, придумывают костюмы. Я ехала, чтобы снова почувствовать эту атмосферу и напитаться этой энергетикой.
Юлия Ожерельева
Фотографии предоставлены героем публикации