Артистка музыкального театра рассказала, как совмещать работу и дом и как случай может изменить судьбу.
– Ирина, вы родом с Алтайского края, а как оказались в Омске?
– Мои родители жили раньше в Омске, а потом уже переехали в Бийск. А оттуда после школы я упорхнула в Новосибирск. Поступила в колледж культуры Мурова на оперную певицу. Про актерское тогда я даже не думала. И после колледжа пошла поступать в консерваторию, но на тот момент у меня просто не было средств, чтобы учиться. И я уже в августе на последней волне подала в театральный институт. Перед прослушиванием училась кататься на велосипеде, поэтому пришла с разбитыми коленками и в шикарном платье со стразами, мне ведь сказали, что надо всех покорить. Ну, может и это тоже помогло - меня взяли. А уже на госэкзаменах приехали режиссеры из разных театров, посмотрели, позвали ребят в разные города. А одна из учениц нашего преподавателя – Ольга Березовская, она и сейчас в нашем театре работает, предложила приехать в Омск и прослушаться, потому что все девушки-артистки забеременели, поуходили в декрет, с кадрами была проблема. Я подумала и послушала свое сердце. Приехала. Так и осталась тут, интуиция не подвела.
– В чем отличие актеров театра драмы и музыкального?
– Артист музыкального театра – это штучный товар. В нашем институте артисты драмы выпускались каждый год, а музыкальные – раз в четыре года. Музтеатров мало по всей стране, их нельзя штамповать. Это особенная каста. Меня когда приняли в театр, в трудовой написали – артистка балета. Перепутали, посчитали, что я на балет пришла. И неспроста. Потому что в моей жизни так: музыка, театр и танцы смешались. Мне нравится разножанровость в музыкальном театре.
– Каждый образ актеру нужно найти, прочувствовать и создать на сцене. Есть ли у вас свои приемы, как «срастись» со своим персонажем?
– Главное – завязать «химию» между собой и персонажем. Мы – одно целое, артист дает новую жизнь. Ты ищешь зерно, суть характера, представляешь его жизнь, предполагаешь, как поведет он себя в какой-то ситуации. Легче, если твой персонаж младше тебя, более возрастных труднее играть – ведь у тебя самого нет такого опыта. Но в этом и профессионализм актера – показать даже то, чего не существует, да так, чтобы еще и зритель поверил.
– Были ли роли, от которых вы отказывались?
– Нет, такого не было. Мне нравится эта профессия тем, что можно пережить много жизней. Так что в этом я «всеядная».
– В конце прошлого года в музыкальном театре прошла премьера спектакля «Дубровский», где вы сыграли Марию Троекурову. Сложно ли было вживаться в такой образ?
– Мы готовили с сентября спектакль, с перерывами, конечно. Самое сложное было выучить небольшой кусочек французского, чтобы все было чисто, по-настоящему. Хотя Мария может позволить себе и сфальшивить, все-таки не француженка. Но сказать, что роль была сложна нельзя. Ты выходишь на сцену и ты – не Ирина Гелева, ты – Мария Троекурова. Здесь спасибо партнерам, с которыми играла, было легко. Артист работает всем телом. Отдаешь себя до капли, и, как феникс, умираешь. А аплодисменты зрителей возрождают тебя к жизни.
– Насколько важны отношения с партнером по сцене?
– Главное – уважение друг к другу и общее дыхание. Мы должны быть как крючочки и петельки, если выбился хоть на мгновение – появляется дыра и канва распадается. В жизни мы можем не так хорошо и тесно общаться, но на сцене ты должен чувствовать партнера на все сто. Это одно из главных правил – все, что за сценой, всю свою жизнь ты оставляешь за кулисами, на сцене уже персонаж, а не ты. Даже на репетиции, когда заходишь на сцену принято разуваться – это священное место, в котором люди становятся кем-то другим.
– Вдохновение – это оправдание для ленивых или реально существующий фактор?
– Оно есть, и его можно найти где угодно, в любой ситуации. Это состояние человека. Например, в театре меня вдохновляют наши актерские пары: Хмыров-Боброва, Мотовиловы, Завьяловы, Серковы и многие другие – они умеют сохранить тепло в отношениях, они вместе и работают и живут и при этом умудряются вдохновлять друг друга, помогать во всем. Дома они помогают друг другу учить роли, хотя моему мужу тоже часто приходится быть актером – чтобы я запомнила роль, он читает слова моего партнера.
– У вас есть семья: муж и маленький сын. Как удается совмещать постоянные репетиции и личную жизнь?
– День разбивается: репетиции с 10-11 утра до обеда и с 6 до 9 вечера. Конечно, это сложно, но подстраиваешься, как везде. Мне повезло, что муж тоже творческая личность – дирижер оркестра омского цирка. И мы заряжаем друг друга, он меня своей музыкой, а я его своей. И сына мы воспитываем, не навязывая ничего, он в три года уже очень музыкальный, но свой выбор будет делать сам. А в жизни я все-таки играю свою главную роль – женщину – она же мама, дочь и жена.
-Что бы вы пожелали нашим читателям?
– Мое кредо по жизни – движение вперед. «Нет вчера и нет завтра. Есть здесь и сейчас» – это выражение точно меня характеризует. И всем я хочу пожелать гармонии внутри себя, уюта в душе и семье. Слушайте себя, тогда все у вас будет хорошо.