О себе, уличном стрит-арте и о новых картинах на улицах города рассказал один из художников проекта «Граффити».
Уже несколько дней омичи бурно обсуждают портрет Алексея Либерова, который на днях появился на трансформаторной будке недалеко от остановки «Поворотная». Это первый объект фестиваля граффити, проводимый «Либеров-центром». Мы побеседовали с одним из популярных художников проекта Маратом Абишевым. Он известен горожанам своими работами граффити к 9 мая на трансформаторной будке по улице Перелёта, портретами хоккеистов Александра Попова и Александра Вьюхина и многими другими.
– Марат, расскажите о проекте? С чего всё началось?
– Графити – это проект от администрации и начался он с нашего художника Дмитрия, его заметил наш губернатор ещё летом на одном из фестивалей, они встретились и придумали идею этого проекта. Дима потом уехал в другой город и поручил организацию нам. Мы полностью смогли наладить контакты и с министерством культуры, и с администрацией.
– Как вы начали увлекаться уличным искусством? Что вас привлекло в нем?
– Занимаюсь шесть лет, как раз тогда у меня родился сын, и я познакомился с одним художником, именно он научил меня держать баллончик в руках. Нравится, что ты не делаешь что-то камерное, ты делаешь это не для себя. Ты стоишь с баллончиком на улице, и на тебя уже смотрят, ты не можешь испортить, закрасить и убежать. Это определённый драйв, экстрим. Ты как актер, который вышел на сцену. А ещё ты оставляешь свое творчество людям. Как только ты отошел от стены, это больше не твой рисунок, не рисунок заказчика, он принадлежит горожанам.
– А тяга к рисованию появилась ещё в детстве?
– Да, в детстве старшая сестра ходила в художественную школу, а меня не с кем было оставить, тогда она брала меня с собой. Я там рисовал, мне нравилось. Мой отец по образованию инженер, и дома у нас были книги по чертежам, дизайну, автомобилестроению. Мне нравились формы, линии, лекало, золотое сечение, никто ничего не объяснял, я просто рассматривал картинки, так развилась любовь к дизайну, чертежам, перспективам. У меня всегда были пятерки по геометрии, потому что я это все хорошо понимал. Ходил в художественную школу, а в институт пошёл целенаправленно научиться рисовать.
– Раньше считалось, что граффити – это протест против системы, а что этот вид искусства значит сейчас?
– Можно сказать, что так и осталось. Сейчас приходишь в гаражный кооператив, говоришь председателю: «Хочу нарисовать у вас картину», он: «Здорово, но по предписанию администрации нам нужно красить все в белый цвет». И после этого надо много согласовывать со многими инстанциями. Но когда люди видят результат, им нравится. Но хочется отметить, что последнее время власти нашего города открывают нам двери для творчества, а точнее…стены.
– Какие темы преобладают в ваших картинах?
– Я отталкиваюсь от того, что мне интересно. Не люблю рисовать на политические темы. Мне важно, чтобы проходящим людям было приятно. Чтобы даже суровый человек шёл, увидел какой-нибудь красивый пейзаж и улыбнулся. Люблю рисовать на радость детям. Как-то рисовал на детской площадке, дети сами начали подходить и говорить, что я хулиган, вандал. Но я попросил их подождать и делать выводы из готовой работы. Потом они увидели, что здесь птичка полетела, там обезьянка побежала, тогда одобрили работу. У всех предвзятое отношение к баллончикам, это ведь оружие вандалов, но когда они видят мое творчество, все вопросы отпадают.
– Какие проекты планируете еще воплотить в Омске в ближайшее время?
– На Бульваре архитекторов есть гаражный кооператив, на котором планирую рисовать картины на философские темы отношений и семьи.