Худрук московской «Практики» рассказал историю появления «Мастерской Брусникина» и взаимоотношениях со своим учителем Олегом Ефремовым.
Вчера в Москве простились с Дмитрием Брусникиным, худруком театра «Практика» педагогом, режиссером, актером, заслуженным артистом России. В июле он дал интервью газете «Известия», которое планировалось приурочить к открытию очередного театрального сезона. Однако 9-го августа Дмитрия Брусникина не стало. И поэтому издание обнародовало последнее интервью мэтра.
К примеру, актер рассказал, как появилась «Мастерская Брусникина». Шесть лет назад его студенты-первокурсники опробовали новую систему – технику вербатим, благодаря которой и получили свою известность.
Студенты выходили с камерами на улицы Москвы и просили рассказать прохожих какую-нибудь историю из жизни. После чего на основе этого поставили спектакль.
– Нам удалось увлечь людей этим явлением, так называемым новым документальным театром. Спектакль получился. И эффект был неожиданным для меня, на экзамен к моим студентам нельзя было попасть. Нам даже пришлось показывать этот экзамен несколько раз, и не только кафедре, но еще и всем желающим, – признался Брусникин. – На одном из показов был Иван Вырыпаев, тогда худрук театра «Практика». Он и предложил из этого экзамена сделать большой спектакль, который игрался бы в его театре.
Пояснил актер и почему для него важно общаться с молодым поколением как можно больше:
– Надо как можно больше с ними говорить. Как можно чаще и как можно шире открывать окно, чтобы поступал кислород, приходили новые люди, привносились новые идеи: тогда это пространство будет живым.
Высказал Дмитрий Брусникин и свое отношение к современным драматургам. По его мнению, те, кто говорит, будто бы в России проблемы с новой драматургией, не правы. Попытался он и оправдать тех, кто показывает нечто новое, используя порой самый обыкновенный мусор:
– Поиск новых форм возможен через всё. Почитайте Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и представьте себе, что сейчас выходит эта книга. Как бы ее встретили? Шок как минимум. Ограничений в искусстве нет. Дальше – дело ответственности художника, который работает с этим «мусором». Если на вас его произведение не производит никакого впечатления, работает помимо смысла, если это ситуация эпатажа, значит, человек так и останется на уровне «два раза эпатировал, и о нем забыли». Если человек что-то открыл через этот поиск, его будут помнить поколения.
Упомянул худрук «Практики» и своего учителя – Олега Ефремова.
– Он мне говорил удивительные вещи: «Скажи, у тебя был хоть один актер такой послушный, как я?» Говорил мне, своему ученику. Он обладал уникальной способностью быть настолько профессиональным, настолько деликатным... Никогда не переходил эту границу, черту. Говорил: «Я тебе посоветую, камеру сдвинь сюда. Хотя нет. Говори сам, как. Я сделаю. Сейчас не знаешь? Я жду».
На вопрос о постановке, приуроченной к 120-летию Художественного театра Брусникин попытался отшутиться.
– Уже 120? Вы мне ставите какие-то сложные задачи. Время покажет.