Эти экспонаты впервые привезли в наш город.
Свой дом – Пермскую художественную галерею – деревянные ангелы и апостолы покидают крайне редко. Омичам повезло, что эти произведения искусства можно увидеть, никуда не выезжая.
Дело в том, что деревянные изделия, возраст которых исчисляется уже не годами, а веками, требуют особых условий по температуре и влажности. Созданы они в основном из липы, но есть и детали, выполненные из хвойных пород дерева, например, из сосны.
«Коллекция собиралась в 20-е годы 20-го века на территории Пермского края основателем нашего музея Николаем Серебренниковым, – рассказала приехавшая в Омск на открытие выставки директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян. – Этот человек был героем без всяких преувеличений, потому что в 20-е годы, когда велось планомерное уничтожение памятников религиозной культуры, он собрал скульптуры, иконы, церковные книги, церковную утварь и убедил власти в необходимости показа этих предметов людям».
В итоге выставка пермской деревянной скульптуры открылась в 1926 году, когда по всей стране шли расстрелы священников и сносы храмов. И она не закрывалась ни на год, исключая лишь военное время.
Говорить о единой школе пермской деревянной скульптуры нельзя, говорят специалисты. Слишком велико стилевое разнообразие экспонатов. Это и понятно, ведь собирались они на огромной территории. Их привозили и с юга – из поселков, находящихся в 100 км от Перми, и из деревень на севере, до которых от Перми 400 км.
«Круглая скульптура (такая, которую можно обойти вокруг, не барельеф) больше характерна для католичества. Хотя ни в каких серьезных богословских текстах нет прямого запрета на скульптурное изображение библейских персонажей. Тем не менее православная церковь запрещала религиозную скульптуру, но не везде эти запреты строго исполнялись на местах. Когда случались проверки со стороны Епархии, то по указанию местных церковных иерархов скульптуры прятали, а когда начальство уезжало, они снова возвращались на место», – рассказала заместитель директора по науке Пермской художественной галереи Ольга Старцева.
Каждой из скульптур мастера придавали определенный характер, их лицам присущи национальные черты коми-пермяков, это делало библейских персонажей ближе и понятнее народу. По свидетельствам, эти образы были самыми «моленными», их очень любили, на праздники фигуры наряжали в одежду. Рассказывали про них и легенды. Некоторые верили, что деревянные статуи могут сами перемещаться. Например, святые могут ходить по домам и интересоваться жизнью бедняков. Были и рассказы о том, что фигура, например, Спаса, будучи увезенной в другой храм, сама вернулась в родную деревню, по пути, кстати, стоптав башмаки.
«Эта экспозиция – место, где очень хорошо дышится, где очень хорошо себя чувствуешь, неважно, верующий ты человек или нет», – говорит Ольга Старцева. – От этих скульптур словно исходит теплота».
Прочувствовать на себе атмосферу новой временной экспозиции музея им. Врубеля можно до 27 мая.