Известная писательница Людмила Улицкая в интервью Владимиру Познеру призналась, что история последнего столетия – это выживание женщины без мужчины. Спектакль об этом на своих взрослых звезд «золотомасочных» Валерию Прокоп и Наталью Василиади, а также давно не игравшую главных ролей Элеонору Кремель поставил на камерной сцене имени Татьяны Ожиговой Академический театр драмы.
Сцена из спектакля «Время женщин»
Омских випов первый официальный показ премьеры «Время женщин» по роману Елены Чижовой накануне нового 2014-го не привлек.
Молодая звезда «академиков» Наталья Рыбьякова пришла на премьеру «поболеть» за коллег
МС2 выяснял, кому же будет интересно узнать в нашем городе историю жизни ленинградской лимитчицы Антонины и ее дочери Сюзанны? Думается, прежде всего она привлечет поклонников отличной прозы лауреата престижной литературной премии «Русский букер».
Елена Чижова убеждена, что ее роман «Время женщин», действие которого происходит в середине прошлого века, актуален и ныне. «Самое главное, что мне было интересно понять самой, работая над этим романом, и что помогает мне как современному человеку – это опыт героинь, который показывает, как можно пережить с достоинством самые трудные времена. Мне кажется, этого умения очень не хватает современному миру. Отдалившись на много десятилетий от того времени, в котором живут мои герои, я понимаю, к чему привело то или иное их решение. Вижу, кого из них и на каком пути ожидает тупик. А поскольку в нашей стране все повторяется, хоть и в несколько видоизмененной форме, мне кажется, из романа «Время женщин» вполне можно почерпнуть и что-то практическое», – заявляет автор.
В Омской драме всего полтора года назад уже был опыт обращения к творчеству современного прозаика. Тогда омичи поставили первую пьесу Максима Осипова «Русский и литература». Автором инсценировки романа Елены Чижовой на этот раз стал постановщик новосибирский режиссер Алексей Крикливый.
Женский спектакль о том, как три пожилые соседки по коммунальной квартире воспитывали дочь, делящей с ними жилплощадь молодой девушки, вышел тяжелым, трогательным, временами даже веселым, ностальгическим, для тех, кто помнит далекие от нас годы, когда крупные товары приобретались по спискам, а СССР был «оплотом мира» в соцлагере.
Советский телевизор как ностальгическую примету времени предложил зрителям сценограф спектакля Евгений Лемешонок
Еще одна целевая аудитория спектакля – многочисленные «ленинградцы», оказавшиеся в Омске во времена блокады их родного города в годы Великой Отечественной войны. Петербургско-ленинградский дух передают на сцене три одинокие старухи: богомольная героиня Натальи Василиади, любившая, но так и не вышедшая замуж, Гликерия Валерии Прокоп, и интеллигентная, говорящая по-французски Ариадна Элеоноры Кремель. Всю свою материнскую нереализованность, свое желание быть полезными внукам, которых не дождались, дамы отдали, в конце-концов, осиротевшей маленькой Сюзанне. Эту роль исполнила Марина Бабошина.
Элеонора Кремель, Валерия Прокоп, Наталья Василиади
Для Бабошиной и актрисы Ольги Солдатовой, воплотившей на сцене образ ее матери Антонины, это первые столь крупные роли в спектаклях Омской академической драмы.
Марина Бабошина (слева) и Ольга Солдатова
В перерыве, спустя два часа после начала, многие зрители подходили к администраторам и интересовались: «Кто же она – Ольга Солдатова?! Почему мы ее не знаем?!» Сотрудники театра терпеливо отвечали, что, дескать, она наша омская, но 10 лет проработала в Германии, а теперь вернулась.
Интересен новый спектакль академиков будет и многочисленным ветеранам, уже по большей части не существующих промышленных гигантов Омска. Заводской профсоюзный босс Зоя Ивановна, которую сыграла Марина Кройтор, – это удивительное попадание в тему. У Кройтор нет мелочей – от внешнего облика, от того как по-армейски сидит на ней костюм до манеры подбирать слова и журить родившую без мужа Антонину.
Советская власть не бросала своих детей, даже появившихся непонятно от кого. Декларируя это, героиня Кройтор тем не менее пыталась узнать, кто он, польстившийся на деревенскую барышню. Антонина тщательно скрывала отца Сюзанны. Да и немудрено: тот из интеллигентной семьи, да еще и диссидент, не одобряющий политики родной страны.
Ольга Солдатова и «тщательно скрываемый» по спектаклю отец ребенка ее героини Антонины
Его антиподом в постановке выглядит герой Олега Теплоухова. Положительно советский, стоящий в очереди на квартиру, он, когда «запахло жаренным», в смысле Зоя Ивановна решила его принудить к браку с нравящейся ему Антониной, пошел на попятную.
Ольга Солдатова и Олег Теплоухов
Героиня Солдатовой, оказавшись в двусмысленном положении, тут пытается не навредить несостоявшемуся ухажеру: всячески отвести от него общественное порицание.Желание не навредить, пожалуй, основное, которое демонстрирует Антонина. А еще трудолюбие, огромную благодарность к женщинам, которых послала ей судьба и ставшими ей семьей, и любовь к дочери Сюзанне.
В роли еврейского врача, бывшего возлюбленного Гликерии, не сумевшего помочь заболевшей и умершей Антонине, в постановке Алексея Крикливого появляется народный артист России Валерий Алексеев.
Перешагнувший 65-летний рубеж, все еще моложавый Валерий Иванович адекватно переходит на возрастные роли. Он уже успешно играл такую в «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли». Теперь в его активе Соломон Захарович из «Время женщин».
После рассчитанного в основном на молодую аудиторию «Метода Гренхольма» от главрежа Георгия Цхвиравы, академики ответили спектаклем на абсолютно иную аудиторию. Какая она – публика спектакля «Время женщин»?! Скорее, взрослая.
Это премьера для семейного культпохода – уже выросшие дети ведут в драму своих родителей, на три с половиной часа погружаясь в жизнь, далекую от современной, но близкую своими переживаниями и поиском выхода из нелегких положений.
У Элеоноры Кремель (справа) впервые за долгое время одна из главных ролей
Василий Романов
Фото Ильи Петрова и академического театра драмы