Новости. Омск
bk55.ru

Ляля Помидорова: «Омск гораздо более культурный город, чем Новосибирск»

18-09-2017 10:54:52
 Ляля Помидорова на мастер-классе в Омске в ДХШ №3

Первый Омский Керама Фест, прошедший в августе с участием ведущих мастеров-керамистов страны, до сих с восторгом обсуждают в соцсетях. Наш ресурс пообщался с известным далеко за пределами соседнего Новосибирска художником по керамике Лялей Помидоровой, ставшей гостьей форума.

 

Напомним, Ляля Помидорова – это творческий псевдоним художницы. В миру она Алена Залуцкая.

 

– Алена, а нужна ли вообще керамика омичам?

 

– Начнем с того, что тема эта достаточно грустная. Вопрос ваш касается состояния культуры в принципе, в нашей стране и в нашем регионе. Нужна ли культура нашему региону?!

 

– Сибирскому, вы имеете в виду?

 

– Да. Потому что ни один из сибирских регионов не может похвастаться тем, что где-то развит промысел. Потому что наши промыслы, равно, как и мастера, и профессиональное искусство задавлены: а – отношением государства к нам; б – китайскими нашими коллегами. Ширпотребом. Мы задавлены. В наших условиях, в нашей стране экономически выгодно вообще ничего не делать. Это правда. И это касается не только предприятий легкой промышленности.

 

– Экономически выгодно ничего не делать художникам или предприятиям?

 

– Вообще всем. Предприятия закрылись. Предприятий больше нет. Я это утверждаю, как человек уже 20 лет в теме работающий. Я говорю о предприятиях художественной керамики. Это небольшие или большие заводы, которые изготавливали изделия массового производства, штучные изделия, которые поддерживали художников-керамистов, промыслы традиционные развивались. Турина Гора, в Кемеровской области, на Урале, в Новосибирске. В Томске было совершенно замечательное производство с разработками Петербурга, ленинградских художников. У нас везде были заводы. Сейчас везде всё зачахло. Сейчас всё это можно увидеть в частных коллекциях, в музеях. В данный момент мы стоим на руинах нашего декоративно-прикладного искусства в нашем сибирском регионе. Собственно, это данность.

 

Ляля Помидорова за работой

 

 – Мы с вами понимаем, что от китайцев никуда не деться, а что нужно сделать, чтобы поднять собственные промыслы? У нас есть талантливые художники, и, я уверен, что есть желание у людей приобретать их эксклюзивные произведения.

 

– Абсолютно точно такое желание есть. Но поскольку, как я сказала, сейчас мы стоим на руинах, то сейчас мастерство мы теряем. Те люди, которые владели профессией, они как минимум очень пожилые или уже, увы, ушли из жизни. По сравнению с тем, сколько нас было – я имею в виду профессиональное сообщество – 40-30 лет назад, сейчас нас почти не осталось. Речь идет не о массовом образовании, речь идет о прямой передаче знаний от мастера к ученику. Сейчас наша культура – а я считаю керамику и декоративно-прикладное искусство очень важной частью общенародной и государственной культуры и политики – превратилась в частные случаи. В каждом конкретном случае это маленький подвиг каждого человека. У нас это так происходит. И в данном случае организаторы Омского Керама Феста демонстрируют маленькие человеческие подвиги. Личная инициатива граждан, только так.

 

 

 

 

– Резюмируя вас: государству керамические промыслы еще не нужны?

 

– Точнее, уже не нужны. Я врать не стану и скажу то, что вижу. Бюджет пилится. Чиновники выбивают деньги, пилят бюджет. Это не только в керамике. Это то, что я вижу на мероприятиях. Куча денег тратится на что-то такое непонятное. Какая-то часть все-таки перепадает тем, кто участвует в мероприятиях, как со стороны профессионалов, так и со стороны зрителей, учеников. Основная часть денег куда девается, я не знаю, правда. И это, по-моему, совершенно безобразная ситуация. И эту ситуацию, как раньше, лет 20 назад, говорили, пора предавать гласности, потому что мы все скатились в средневековье, в мракобесие. Потому что мы губим нашу культуру, и это очень трагическая ситуация, на самом деле. Поэтому, дай бог здоровья всем людям, кто взялся делать этот омский фестиваль, властям, которые выделили на это государственные, народные средства. Я вижу на нашем мероприятии 40 пар горящих глаз ( именно столько учеников из разных городов России и Казахстана было на мастер-классе Ляли Помидоровой в Омске в рамках Керама Феста – примечание МС2), трясущиеся от восторга руки. Мы все нужны друг другу, мы интересны. И было бы 120 человек, мы тоже заняли бы всех этих людей. Мероприятие можно вынести на улицу, сделать его массовым. Заниматься популяризацией промысла, популяризацией ремесла, художественного дела. Мы сидим в классе, смотрим уникальные произведения на экране. Мы могли бы это сделать общим праздником. Кроме пользы населению это не принесло бы ничего. Я езжу по разным городам, я вижу разные мероприятия, везде я занимаюсь этим же – популяризацией нашего искусства, наших традиций, культуры нашей. Я вижу, какой бешеный горячий интерес у населения, казалось бы, далекого совершенно от керамики. Я бы керамику не выделяла как отдельный такой вид деятельности. Хотя да, мы представители древнейшей профессии, которой 20 тысяч лет. Это одно из первых ремесел, каким человечество стало заниматься, когда возникла предметная культура. Это Палеолит. Это важно для понимания, насколько это глубинные процессы. И теперь, в начале 21 века, когда идет такая прямая передача знаний, они не утеряны. Наверное, это искусство не зря существует 20 тысяч лет. Глина – суть земли. Вода, огонь, глина – чудесное такое сочетание. Омску надо продолжать идти в этом направлении. Народу это интересно, причем народу любому. Богатому-небогатому, состоявшемуся, культурному, необразованному. Люди с тремя высшими образованиями или люди в адидасовских костюмах проявляют интерес к тому, что мы делаем, потому что это настоящее. Естество, и когда это показываешь, делаешь, люди касаются этого материала, происходит уже обратимый такой процесс. Один раз ты погружаешься в этот материал и все. Прививку на всю оставшуюся жизнь получаешь. Это очень редко, кто может обойти.

 

Одна из участниц мастер-класса Ляли Помидоровой в Омске. На него съехались художники из многих регионов страны и ближнего зарубежья.

 

 

– Кто ваши ученики? Я знаю, что вы преподаете в вузе.

 

– Уже не преподаю. С 1997 года я работала на кафедре монументально-декоративного искусства Новосибирской архитектурно-художественной академии. В общей сложности отдала 20 лет своей жизни образованию. У меня было много авторских разработок программ. Я мечтала поднять культуру в нашем городе, а в результате после битв жесточайших я не очень нашла там взаимопонимание. Возможно, это не самый лучший этап моей жизни, но ему 20 лет, и из песни слов не выкинешь. У меня 56 выпускников.

 

– Они керамисты?

 

– Керамисты, художники, скульпторы, живописцы. Кафедра называется «Монументально-декоративное искусство» – это подразумевает работу с предметом, с ландшафтной средой, с архитектурой, художник и архитектура, художник и ландшафт, фасады зданий, разнообразные скульптуры. Сама я сейчас руковожу собственной мастерской, которая называется «База». Мы работаем артельным способом. У нас нет директоров, нет руководителей. Есть я, есть коллектив мой замечательный, мы все равны, мы берем заказы и способны делать уникальные работы. Сейчас у нас на выходе уникальнейший проект, беспрецедентный для нашего города. Впервые за последние 30 лет в Новосибирске произойдет установка современной ландшафтной скульптуры. Не без помощи, понятно, спонсоров.

 

Скульптура от Ляли Помидоровой, которая уже установлена в Новосибирске на улице Кубовой

 

– Скульптура керамическая?

 

– Нет. Это будет бетон и металл в данном случае. Керамика не самый вандалостойкий материал в нашем регионе. На юге в Таджикистане, в Каире, на Кипре мы можем позволить скульптуры из глины. Там это можно. У нас нет. Потому что во-первых, у нас очень низкая культура потребительская – пользователи искусства обязательно захотят «улучшить» произведение. Вандализм у нас за гранью. А во-вторых, у нас перепад температурный жесточайший – 70 градусов. Это очень серьезно. Хотя я сейчас занимаюсь развитием этой темы, чтобы керамика вышла на улицы и радовала людей хоть в каких-то небольших объемах.

 

– К сожалению, связей культурных между нашими культурными городами – Омском и Новосибирском – нет. Что не совпадает?

 

– Посмотрев на Омск со стороны, могу сказать, что Омск гораздо более культурный город, чем Новосибирск. У меня такое впечатление сложилось после общения с художниками, с людьми, которые занимаются культурой. Я вижу уровень художественных школ. Они закладывают базу на ближайшие 20-30 лет, формируют среду. Хочу поблагодарить омичей за прекрасное начало, очень радушный прием, четкую организацию процесса, доброжелательность. Хороший уровень профессиональный продемонстрировали именно организаторы в лице Омской детской художественной школы №3 имени Гурова.

 

Ляля Помидорова и одна из ее работ

 

Беседовал Василий Романов

Фото ИД «ТРИЭС» и из открытых интернет-источников

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru