Корреспондент МС2 побывала в гостях у Старика со Старухой, Бабы-Яги и Матушки-печки в Музее сказок «Васин хутор».
Он расположен в Любинском районе, в поселке «Политотдел». Название места, кстати, историческое. Здесь в середине 19 века жил дворянин Михаил Ржевский, у которого как раз после переезда в Сибирь родился сын Вася. Поэтому место и назвали «Васин Хутор». Музей сказки – проект омского Историко-краеведческого музея.
Дорога от центра города сюда заняла чуть более часа. В целом она хорошего качества, потрястись пришлось лишь на отрезке от свертка с трассы до поселка.
Необычность музея в том, что экспонаты здесь большей частью не спрятаны в застекленные витрины (хотя такие тоже есть), а находятся под большим навесом во дворе. Гостей первыми встречают главные герои бытовых сказок – Старик и Старуха. Живут в музее в виде резных деревянных фигур также Злая мачеха и Падчерица, Кузнец, Пряха и другие герои.
Все бытовые предметы здесь – настоящие. Они были привезены из этнографических экспедиций. Экскурсоводы рассказывают одновременно и о жизни наших предков, для которых подкова, прялка, ухват, жернова, сани и телега были привычными вещами, и проводят викторину на знание русских сказок, где участвовали все эти предметы. Скажу честно, что многие сказочные сюжеты я лично слышала впервые – например, сказку про Горшеню, про кузнеца и Петра I и другие.
Все желающие смогли во время экскурсии покрутить жерновки, узнать, легко ли гладить белье рубелем, удобно ли ставить горшки в печь ухватом.
А дальше случилось неожиданное: из избушки на курьих ножках, которая мирно стояла себе неподалеку, вдруг повалил красный дым, послышался стук и раздался старушечий голос, ругающий непрошеных гостей.
С таким спецэффектами перед нами предстала очень правдоподобная Баба-Яга. Кстати, если вы не знали, то происхождение имени «Яга» до сих пор не установлено. То ли оно образовано от названия одежды из шкур «яга», «ягушка», которую носили мехом наружу, то ли от глагола «ягать», что значить «шуметь, ругаться».
Чтобы Баба-Яга на нас не ругалась, пришлось ее задобрить и развеселить. Для этого пришлось учиться летать на метле, пользоваться ухватом и быстро бегать. В конце концов бабушка настолько повеселела, что пустилась в пляс и увлекла всех за собой.
После активных игр пришло время обеда. Самовар поспел и был готов напоить гостей чаем из ароматных трав.
А главным блюдом на столе стала приготовленная в русской печке молодая картошка. С ней отлично сочетались малосольные огурчики, которые хозяева тоже поставили на стол.
После обеда начался... нет, не тихий час, как в лагере, а мастер-класс по изготовлению обережных кукол-кувадок.
«Обряд Кувада был широко распространен у наших предков, – рассказала сотрудник ОГИК музея Леся Бакун. – Было принято, что женщина рожала в бане, а в это время, чтобы отвлечь от роженицы злых духов, в предбанннике ее муж садился верхом на лукошко с яйцами (символ зародыша) и принимался охать и кричать, как будто это он рожает. На стены предбанника вешали куколок Кувадок.
Когда слетевшиеся на крики мужчины духи раскрывали обман, они, не в силах навредить взрослому мужику, набрасывались на куколок, которых принимали за детей. Поэтому тех кукол, что были в предбаннике во время обряда, потом обязательно сжигали. А ребенку над колыбелькой вешали других Кувадок в качестве оберегов».
Второй мастер-класс по изготовлению плетеных ложек заинтересовал меня гораздо больше, потому что обрядовых куколок я и раньше видела в других музеях и на народных гуляниях, а вот подобные ложки мне встретились впервые.
Мы изготавливали чисто сувенирный вариант – из скрученных в трубочку старых газет. А в старину такие ложки плели из гибких прутиков и использовались они в качестве шумовки.
Собственноручно изготовленные ложки и куколок мы, уезжая, забрали с собой на память о «Васином хуторе». И не знаю, как другие участники поездки, но я решила перечитать на досуге сборник русских сказок.