Как омский резчик по дереву делал подарки Джорджу Бушу. Бывает сложно понять, что хотел сказать творец, приклеивая к кирпичу стоимостью несколько тысяч долларов осколки пластмассы. Каковым бы ни было влияние современных тенденций на дизайн и искусство, классика всегда остается актуальной. Резьба по дереву до сих пор занимает достойное место в интерьерах по всему миру, и работы омских мастеров — не исключение. Изделия Виталия Корлякова украшают дорогие апартаменты правительственных кабинетов и вручались главам государств. При этом он не состоит в каких-либо союзах, не выставляется в галереях и не участвует в ярмарках.
В 90-е годы производственная фирма, выполняющая заказ на сувениры, заключила контракт с несколькими сибирскими резчиками. Позже в газетах было опубликовано фото, на котором Борис Ельцин дарит предметы искусства президенту Соединенных Штатов Джорджу Бушу. Портреты американских вождей были изготовлены в Омске. Мастер не любит об этом говорить. Он считает, что художнику не могут нравиться свои работы, а его резьба была недостаточно хороша, чтобы быть таким статусным подарком.
В простой семье заводских рабочих родился очень любопытный ребенок. Виталий с детства интересовался историей, рисованием, поделками, музыкой и литературой. В доме постоянно что-то разбиралось на части (и главное — собиралось вновь), а для творчества использовались все подручные материалы. Кисти, инструмент для выжигания и лопатки для гипса так и не нашли отклика в руках Виталия, зато резцы по дереву, которые он изготовил когда-то сам, остались с ним на всю жизнь.
- Никакого специального инструмента в те годы не было, - рассказывает мастер. - Мы все делали сами. Помню, искал каленые инструменты — пилки, ножи, а потом приспосабливал их для резьбы. Учился тоже сам, пальцы резал. Да и по сей день случается. Меня всегда вдохновляли картины и лепнина времен Древней Греции, Рима. Сейчас больше тянет к славянской культуре — читаешь историю и понимаешь, насколько достоинства России притеснялись и унижались.
«Сапожник без сапог» - именно та поговорка, которой характеризует себя Корляков. Сделать что-то для себя и близких у резчика, что называется, руки не доходят, поэтому и сфотографировать удалось только «остатки». Виталий кривится - не хочет, чтобы фотограф снимал потемневшего от времени ангела. «Это же стыдоба, а не резьба», - говорит. Ангелу-хранителю не первый десяток, у него отломан крест и разбиты крылья. «Приклеить все времени нет», - оправдывается хозяин.
За тремя иконами, которые теперь висят на стене, не приехали заказчики. Мастер считает, что библейская тема очень богата и в ней много сюжетов, которые можно реализовать в дереве, хотя сам он и не особо религиозен. В целом единого стиля, которого придерживается резчик, нет — в голове возникает картинка, и он берется рисовать эскиз. Каждый раз разный, одинаковых изделий Виталий не делает — считает это скучным и неприемлемым. Да и зачем повторяться, когда в мире столько всего красивого и вдохновляющего? В данный момент он работает только на заказы: ценители ручной работы хотят видеть у себя в загородных домах деревянных лошадей, античные статуи и панно с родовыми гербами.
- Никогда не знаешь, чего захочет заказчик, - продолжает Виталий. - Он может прийти за коридорной вешалкой, а потом раз — уже рисуем вместе с ним перила парадной лестницы в виде русалок. Приходилось даже «шпионские» секреты выдумывать и монтировать их внутрь изделия. Если бы сейчас у меня появилась возможность сделать что-то себе в дом, то обязательно бы занялся изготовлением мебели в стиле рококо — причудливые «завитушки» смотрятся очень красиво. Еще сделал бы панно со славянскими богами.
Тина Корлякова
Фото Диана Огородникова