Старший научный сотрудник музея им. Врубеля рассказал, почему он держался больше 10 лет, но все же решил уволиться и покинуть Омск.
- Иван, вы известны в нашем городе как увлеченный музейным делом специалист, автор многих выставочных проектов в музее им. Врубеля. А с чего начался ваш интерес к музейной работе?
- Музей имени М. А. Врубеля при детальном знакомстве во время летней студенческой практики вызвал не просто интерес - это была любовь. И не с первого взгляда на изысканные драгоценные экспонаты, а с потрясающего рассказа историй о них - живым и понятным «человеческим» языком. Восхитила и покорила меня хранитель коллекции керамики и стекла Людмила Романовна Ведерникова. Хотелось быть все время рядом и учиться, учиться, учиться…
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться как молодому специалисту, придя в коллектив крупнейшего омского музея?
- Главная трудность, которая возникла с моего первого дня в музее и которую так и не удалось преодолеть до последнего дня - это субординация. Музей ассоциируется со свободным творческим коллективом - в него мне, как в семью, и захотелось влиться.
Однако есть бюрократические правила и «буквоеды», всеми силами стремящиеся к внешнему благолепию армейского порядка. Мудрости у меня с годами не прибавилось, юношеский максимализм почему-то не изжился, и амплуа бунтаря так и закрепилось и предопределило мое поведение. Но теперь я и сам устал от постоянного геройства и мечтаю начать новую жизнь, памятуя не наступать на те же грабли.
- Не посещали ли мысли, что стоило выбрать другую, более денежную профессию?
- Деньги и размер зарплаты до относительно недавнего времени меня не волновали. Еще при моем устройстве на работу коллеги рассказывали музейную байку советских времен - почему в этой сфере никогда не было и не будет достойных заработков. Главный довод чиновников: наша отечественная музейная сфера держится исключительно на энтузиастах, влюбленных в свое дело и работающих за идею. Если поднять зарплату музейного сотрудника, то в эту сферу ринутся карьеристы, и качество работы резко упадет…
И я был согласен на маленькую зарплату, ведь музей имени М. А. Врубеля действительно предстал для меня оазисом культуры! Хотелось равняться на собравшихся здесь людей.
- Расскажите кратко о ваших самых ярких достижениях на музейной ниве?
- Главное достижение - обретение вкуса к красивой жизни и осознание особой ценности рукотворного мира декоративно-прикладного искусства. Благодаря этому собственному искреннему удивлению удалось начать организовывать не просто приятные глазу выставки, но и содержательно актуальные - способные подвигнуть людей к изменению своей жизни к лучшему.
Наши наблюдения и сообщения стали находить все больше единомышленников. Мы стали обретать новых друзей, постепенно превращающихся в нештатных коллег, помогающих выполнить миссию музея - собрать, спасти и сохранить. Люди осознали, что в музее вещь может заговорить и начать снова приносить пользу.
И музею стали активно дарить бесценные экспонаты, и нередко целостными коллекциями, как, например, в случае с омским собранием художественного стекла Евгения Журавлева, скандинавским фарфором семьи Грицай, ленинградским фарфором Елены Строны, современным фарфором московской мастерской Игоря Клименкова.
- Какие, по-вашему, главные плюсы и минусы в профессии музейного работника?
- Привлекательность музейной работы заключается в ее разнообразии, постоянном знакомстве и общении с интереснейшими людьми в ходе организации выставок современных художников и коллекционеров, в учебном процессе повышения квалификации на семинарах и научных конференциях, в возможности путешествовать целеустремленно и с пользой для дела.
Печалит только день зарплаты и отношение, как к крепостным, со стороны администраторов, не способных даже просто сказать «спасибо» за все вложенные усилия.
- Что вы можете назвать главным итогом вашей 13-летней работы в Омском музее имени М. А. Врубеля?
- Главный, желанный и видимый результат для музейщика - это собранные коллекции. Моя наставница в музее Людмила Романовна Ведерникова, благодаря личной страсти и увлечению, сумела собрать великолепную коллекцию советского авторского стекла, по качеству равную столичным музеям.
После меня останется хоть и небольшая, (около 50 предметов) но любовно подобранная коллекция тиражного фарфора и керамики Казахской ССР. Также мною было положено начало прицельному коллекционированию сливочников, уже сейчас гордо демонстрируемых на выставке в Новосибирске.
- Почему вы решились покинуть Омск и куда направляетесь? Есть конкретное место, где ждут, или просто захотелось уехать, а там будет видно?
- Я пытаюсь себя настраивать, что иду на повышение и к новым творческим достижениям. Я решился воспользоваться шансом на изменение жизни к лучшему - мне предложили сконцентрироваться на высокопрофессиональной работе в единственном в России Музее керамики в усадьбе XVIII века графа Шереметева на юге Москвы.
Мне больно и обидно расставаться со ставшими родными и очень близкими людьми, которые остаются в музее им. Врубеля. Но здешние условия работы вынуждают сделать этот шаг.