С аншлагом прошла премьера спектакля «Оркестр» по пьесе Жана Ануя, в котором, в соответствии с необычной находкой молодого столичного режиссера Виктории Каминской, артисты изображают игру на музыкальных инструментах в танце. (ФОТО)
Они мечтали играть на больших сценах, чтобы им рукоплескали зрители, а великие мастера утирали сентиментальные слезы, понимая, что мир музыки остается в надежных руках достойных потомков… Вместо этого они мучают струны в курортном кафе, извлекая на свет не музыку великих классиков, а «треньканье». Они готовили себя к большому будущему, но война вывернула все наизнанку, заставив их губы растянуться в фальшивых улыбках перед чинно трапезничающими гостями.
Фальшивая радость, фальшивые мелодии – реальны лишь личности, ведущие меж собой непрекращающийся разговор, то громкий, то молчаливый, который заполняет музыкальные паузы, а подчас и вплетается в многоголосье инструментов, обнажая перед ничего не подозревающими зрителями из кафе реальные человеческие драмы.
Драмы настолько реальны и живучи, что в Омске через долгие годы и километры от послевоенной Франции театральный зритель украдкой смахивает слезу, когда вновь включается свет и удивительная по своей глубине сцена-откровение сменяется очередным диалогом – стремительным, шумным.
В «Лицейском» не впервые подняли тему «театральной психотерапии»: узнавая себя в персонаже, зритель освобождается от давно тяготивших его эмоций. В «Оркестре» – полный набор типичных жизненных неудач, нереализованных ипостасей человека. Герои терпят фиаско в отношениях отцов и детей, на любовном фронте, в профессии, теряются в океане моральных ориентиров… Больнее всего то, что каждый из них с самого детства несет внутри обиду, которая определила дальнейшую жизнь и поведение: кого-то недолюбили в детстве, кого-то держали в ежовых рукавицах, требуя от маленького человека невозможного.
Всё это вырывается наружу в танце, но то, что вы видите – не танец вовсе. Во взмахах рук, кружении тел, пересечении взглядов, исполненных вызова, сожаления, бессилия, – музыка; актеры и их пластика – музыкальные инструменты. Мелодии, которые они исполняют – ломаные, сумасбродные; лица превращаются в маски: натянутая радость, сквозь которую со все большей силой прорывается плохо скрываемое отчаяние. Трагифарс: вместо «голых» и однозначных эмоций – многослойность, которая обертка за оберткой приближает зрителя к сути. Достигнутая таким извилистым путем, она разит еще сильнее – в самое сердце.
Фото: Алексей Углирж
Справка
Трагифарс в одном действии «Оркестр» по пьесе французского драматурга Жана Ануя в Лицейском театре поставила студентка пятого курса Театрального института им. Б. Щукина Виктория Каминская. Она получает уже второе по счету образование в сфере искусства: по первой специальности Виктория – актриса мюзикла, но еще со времен окончания школы она видела себя именно в роли режиссера. За плечами девушки – режиссерские работы в народном театре «Экспромт», московском театре «Современник» и «Театриуме на Серпуховке». В своих интервью Виктория рассказала о том, что артисты «Лицейского» приятно удивили ее постоянным проявлением творческой инициативы: многие идеи омичей в итоге были воплощены в спектакле. Если же говорить о впечатлении, которое на столичного режиссера произвел Омск в целом, девушку прежде всего поразило солнце, которое светит гораздо щедрее, чем «в столицах».
Виктория Каминская (фото: teatr-benefis.ru)
Хореографом спектакля стала Ирина Горэ. Для постановки тщательно подбиралась музыка: от классики и танго – до балканских мотивов и голливудского джаза. В спектакле задействованы актеры Александр Боткин, Наталья Виташевская, Вячеслав Ерёмин, Евгения Заднепровская, Наталья Коротаева, Анастасия Максименко, Дарья Оклей, Алексей Осипов, Николай Пушкарёв, Евгений Трубкин, Дарья Шпынова.