Ибсеновская нетленка в трактовке Евгения Кочеткова называется Sole mio.
Напомним, презентовать этот проект, обошедшийся по данным сайта госзакупок старейшему местному учреждению Мельпомены в 287 тысяч рублей, Кочетков и наши актеры должны были еще в феврале. Но болезнь ребенка режиссера отодвинула премьеру на середину апрелю.
Досье Евгения Кочеткова хоть и не впечатляет еще, но выглядит достойно для старта режиссерской карьеры. Он выпускник высшего театрального училища имени Михаила Щепкина по специальности «актер драматического театра и кино». С 2005 по 2011 год входил в труппу Омской драмы, сыграл 14 ролей. Сейчас живет и работает в Москве.
Выбор некогда родного для него театра в качестве постановочной площадки объясним. Он хорошо знает коллектив и возможности труппы. Исполнители главных ролей: Екатерина Потапова, в период руководства Драмой Евгением Марчелли по праву считавшаяся ведущей артисткой, и Руслан Шапорин – прекрасно известны Кочеткову. Любовные отношения они уже играли и ранее.
Потапова вообще исключительно хороша в спектаклях о любви. Голос и внешние данные позволяют передать ей все нюансы этого чувства. Главная роль Фру Элене Альвинг для нее первая столь крупная за последнее время.
Близится к завершению строительство приюта имени капитана Альвинга, который в память о почтенном муже учредила вдова покойного. Все готово к торжественному открытию – украшения, шампанское и праздничный стол ждут последних приготовлений. Из Европы к торжеству возвращается любимый сын Фру Альвинг (его играет Игорь Костин), эксцентричный художник Освальд, а вместе с ним и привидения дома Альвингов.
В этот же момент приезжает и главный распорядитель денег Фру Альвинг – пастор Мандерс (Руслан Шапорин), у которого любовная связь с хозяйкой большого состояния. В доме живет и Регина. К ней вдова относится как к дочери, да она и является дочерью ее покойного мужа, внебрачной.
Катерина Потапова, Ольга Беликова и Руслан Шапорин
«С каждым годом, с каждым шагом привидений все больше. И они сидят в нас так крепко, что от них трудно избавиться. Это ты боялся того, что о нас с тобой скажут другие», – неистово говорит пастору Фру Альвинг.
Последний раз герои норвежского драматурга Ибсена пытались скрыть свои скелеты в шкафу на сцене Омского академического театра драмы более 30 лет назад: премьера «Привидений» состоялась в 1986 году. Нынешняя сценическая версия спектакля, как заявляют создатели, – совсем другая история, в которой повторяются только имена персонажей.
«Мы попытались рассказать ее современным сценическим языком, при этом не осовременивая пьесу и сохранив изначальные смыслы, которые вкладывал в неё автор», – заявляет Евгений Кочетков, режиссёр спектакля.
Что-то неуловимо марчеллиевское есть в спектакле Кочеткова. Возможно, он заимствовал у Евгения Жозефовича его понимание полового вопроса. Творчество Марчелли во многом крутится вокруг отношений мужчины и женщины. Хотя у Кочеткова спектакль по Ибсену периодически напоминает не сам спектакль, а некие наброски к нему. Особенно это видно в самом начале.
Множество пауз, иногда выглядящих неоправданными, не наполненными смыслом. Огромный подиум-стол скрывает от левой стороны зрительного зала камерной сцены то, что происходит справа, когда герои периодически падают на пол или ищут друг друга под столом.
Игорь Костин, отметившийся в роли сына Фру Альвинг, авангардного художника, убедителен в своем неприятии мира, в котором живет мать, и в желании сделать их отношения ближе. Но только шелкового цветастого халатика (в нем его герой появляется в одной из сцен) недостаточно, чтобы оценить степень творческой креативности его героя как художника. Он заявляет, что больше не может творить, и поэтому вернулся к матери, которая удалила его в детстве из дома, дабы он не видел распутства отца. Но вот как раз то, чего он лишился, и не ощущаешь.
Игорь Костин в роли Освальда
Стоит похвалить «академиков» за то, что Ибсен появился в их афише. Главреж Драмы Цхвирава продолжает наполнять репертуар творениями брендовых авторов. Делает он этот усиленно и массированно. Вот и наш Бабель попал в номинанты последней «Золотой маски», итоги которой будут подведены 19 апреля.
С одной стороны, вроде все правильно у «академиков»: в афише почти сплошь классики. С другой, не могут не тревожить слухи о падении зрительского интереса к творчеству Омского академического театра драмы. Нет спектаклей, которые стали бы по-настоящему событием. Хотя, может быть, в старейшем местном учреждении Мельпомены такой задачи и не ставят. Главное, чтобы каждый зритель нашел в спектаклях театра своих «привидений».
Виталий Маевский
фото автора