Татьяна Бугаенко, художница, живописец. Заслуженный деятель культуры Омской области.
Своей любимой краской она называет умбру - оттенок коричневого. Но мир, смотрящий на вас с ее полотен, далек от монохромности, как детский сон. И юбилейная выставка Татьяны Бугаенко носила говорящее название. Естественно, «Мир в цвете». Живопись – это обманка. На плоскости мы создаем объемное изображение, можно сказать, 3D. Если ты «попал» в цвет, то появится эта глубина, мерцание живописи. А если нет, холст так и останется холстом. Я много путешествую, и всегда с красками, чтобы писать этюды. Потому что, когда пишешь в студии, не придет в голову брать ту палитру, которую используешь в работе с натурой. Кажется и краски ярковаты, и сочетания смущают. А когда пишешь с натуры, какая-то часть ее действительно переходит на холст. Я обожаю писать людей. Каждый человек – это отдельная история. И важно даже то, о чем говоришь с человеком, когда пишешь портрет. Недавно писала свою приятельницу, когда она рассказывала мне про свою первую любовь. И такой портрет чудный получился! Потому что я не давала ей выйти из этого состояния. Меняется тема – и перед тобой уже другой человек.
42-я улица. Нью-Йорк, 2010 42-я улица. Нью-Йорк, 2010 – Нью-Йорк – это не американский город, это мир в миниатюре. Здесь и русский район, и Гарлем, и Чайна-таун, и итальянский квартал, и Bronx Zoo для любителей живой природы. 42-я улица активно развивается, там практически все небоскребы новые. И когда спускаются сумерки, это удивительное зрелище. Наверху в стеклах еще отражается солнце и голубое небо, а внизу уже стемнело и началась ночная жизнь с фейерверком огней.
Букет, 2011 Букет, 2011 – Цветы я пишу «запоями». Когда мне дарят цветы или дома что-то распускается, мне кажется, что если я сейчас их не напишу, то это даже неловко – они мне такую красоту показывают, а я... А потом, это прекрасная школа для художника, ведь цветы позволяют использовать «открытые» цвета, которых в жизни почти нет.
Голгофа. Golgofa, 1994
Голгофа. Golgofa, 1994 – На Страстной неделе мы с мужем поехали на дачу. Когда проезжали мимо Никольского собора, я буквально увидела эту композицию – два креста будто летят, нет ни начала, ни конца, а один прочно стоит на земле. На дачу муж поехал один, а я помчалась домой писать. Удивительно, что это случилось на Пасху, я увидела это уже как готовое изображение, осталось только перенести его на холст.
Влюбленные при луне. Moon lovers, 2006 Влюбленные при луне. Moon lovers, 2006 – Это работа для выставки «Сто стогов». Многие художники написали стога. Но мне было скучно – просто стог, – и я положила туда парочку. Луна коснулась их скользящим светом, а остальное уходит в тень, в синеву, и человек домысливает. Мне хотелось, чтобы они как бы летели в этом пространстве, не проваливались в стог, а уходили в синеву, и получилось, что сам стог немного летит. Люблю писать по золоту, как в этой работе. Когда проникает свет, он попадает за краски, и этот золотой фон буквально светится.
Тобольск. Tobolsk, 2008 Тобольск. Tobolsk, 2008 – Тобольск – чудо, обожаю его. В детстве ездила туда с дедушкой и бабушкой по реке. А сейчас его очень хорошо отреставрировали. Мы недавно заезжали смотреть Святую Софию. В мире всего десять Софий (православные храмы, посвященные Софии – Премудрости Божией – ред.), и одна из них – в Тобольске. Синие купола с золотыми звездами, белый кремль, площади выложенные натуральным камнем... Красота. Я знаю, Дмитрию Медведеву очень понравилось в Тобольске и он сказал, что здесь будет один из лучших городов. И он уже близок к этому.
Текст: Саша Александрова. Фото: предоставлено художником