Жертвой ужесточения борьбы против негативных настроений среди школьников стал театр Aspera Омского Дома учителя. Под «раздачу» попал его премьерный спектакль «Точка невозврата».
В минувшие выходные состоялся общественный просмотр постановки режиссера Натальи Демидовой, после которого ей в понедельник сообщили, что произведение не может идти на сцене Дома учителя. Причина, как рассказала нашему ресурсу г-жа Демидова, якобы пропаганда педофилии и плохое влияние на детей.
«На самом деле ничего подобного в поставленном нами материале нет. И на общественном просмотре мы получили хорошие отзывы. Люди, пришедшие к нам, оставляли, по нашей просьбе, даже рецензии в письменном виде. Из которых видно, что спектакль полезный», – уверяет режиссер.
Сцена из спектакля «Точка невозврата»
Как говорят те, кто посетил общественный просмотр «Точки невозврата», в зале собрались весьма достойные и заинтересованные люди, к мнению которых можно было прислушиваться. Это педагоги, психологи, библиотекари, литераторы. Однако, по свидетельству очевидцев, вдумчивого обмена мнениями по вине администрации Дома учителя не получилось.
«Выступавших все время подгоняли, ссылаясь на недостаток времени», – рассказал МС2 источник.
Театр Aspera работает на площадке Областного Дома учителя уже больше четверти века. Однако, по словам г-жи Демидовой, подобная конфликтная ситуация возникла впервые.
«Нам не запрещают его играть на чужих площадках, но спектакль сложный именно из-за постановочных особенностей, света, и перенести его на другую площадку не представляется возможным. А ведь драматургический материал создан моими воспитанниками и обработан мною как руководителем», – комментирует создавшееся положение режиссер.
Суть пьесы, как пояснил МС2 присутствовавший на обсуждении литератор, весьма метафорична и символична.
«Люди – сержант, случайно убивший человека, женщина, оказавшаяся в падающем самолете, – попадают в пограничную зону, как бы между адом и раем. Они либо принимают ситуацию, либо нет. От этого зависит их дальнейшая жизнь», – рассказал МС2 источник.
«Ничего крамольного в пьесе, я считаю, нет. Звучит слово «урод», есть весьма условная сцена драки, одна из исполнительниц – девочка 12-ти лет. Премьера уже была, и после нее нас попросили снивелировать некоторые моменты. Как могла – я их убрала, но и этого не хватило администрации Дома учителя. Считается, что я должна ставить что-то позитивное легкое – программную классику, водевили например. Но даже в классической пьесе Ионеско «Король умирает» глагол в названии вызывает вопросы», – недоумевает Наталья Демидова.
После внесенных изменений афиша спектакля пополнилась ремаркой о возрастных ограничениях
По ее словам, администрация Дома учителя перестраховывается из боязни потенциальных проверяющих.
«Беда в том, что четких критериев, как определить, что именно это произведение может вызвать негативные эмоции у школьников, по большому счету нет. Вот и дуют в Доме учителя на воду», – оправдывает администрацию режиссер.
Г-жа Демидова по штатному расписанию «педагог дополнительного образования», и, если быть честным до конца, постановка, хоть и является творчеством уже выпустившихся воспитанников ее студии, и представляет из себя плод того дополнительного образования, которое дает педагог. В результате получается замкнутый круг: взрослый заставляет ребят думать, но именно этот процесс и вызывает испуг вышестоящих.
Наш ресурс готов предоставить возможность администрации Областного Дома учителя и представителям регионального минобразования, в чьем ведении находится учреждение, высказать свою позицию по этому вопросу.
Виталий Маевский
Фото: из открытых интернет-источников и ИД «ТРИЭС»