Отметим, что оба процесса завершились своевременно и успешно.
– Ирина, вы приехали в Омск вместе с Романом Качановым, чтобы представить публике свой новый фильм. Есть ли другие цели?
– Да, мы планируем провести несколько встреч – со зрителями в кинотеатре, с начинающими омскими кинематографистами. Мы готовы ответить на все вопросы, хотим, чтобы возник диалог.
Поговорим о сценарном мастерстве, о режиссуре, о том, как снять свой первый полный метр. Может быть, у нас получится дать какой-то творческий толчок, чтобы пошел кинопроцесс. Ведь иногда достаточно толчка, который поможет поверить в себя.
– «Повелители снов» – ваш первый полнометражный фильм, а в нем есть и сложные трюки, и костюмы, и анимация. Вам не страшно было браться за такой непростой проект?
– Это мой первый полный метр, да. Но это не первый вообще мой фильм. Я до этого снимала короткометражки, 7 лет занималась кинофестивальной деятельностью, снимала сериалы.
К тому же команда была потрясающая. Все, кроме меня, были мэтры. Роман Качанов согласился писать сценарий. Музыку нам писал Павел Есенин, а несколько композиций для фильма созданы Евгением Крылатовым. Ему понравилась наша задумка, он сказал, что очень любит детское кино, а наш фильм можно смотреть всей семьей.
Оператором был знаменитый Андрей Найденов. А главную роль сыграл народный артист Александр Балуев.
– Балуев известен по ролям суровых мужчин в погонах, офицеров. Как он оказался в комической роли сказочного злодея?
– Знаете, когда я пригласила его сниматься, он задал только один вопрос: «Ира, вы верите, что я смогу сыграть в комедии?» Я ответила, что верю. И он сказал: «Тогда сыграю».
Отмечу, что его военная храбрость и решительность ему пригодились. Смена амплуа – это всегда некое испытание для артиста. А еще он сам выполнял сложные трюки, сам танцевал, хотя у нас были приготовлены дублеры. Также он впервые у нас озвучивал мультфильм, при этом очень волновался, а я его уверяла, что он прекрасно справится.
Кстати, ему так понравилось работать в жанре комедии, что после участия в нашем фильме он поставил уже два комедийных спектакля. Вот такая грань его таланта открылась.
– Сейчас, когда вы смотрите готовый фильм, не возникает ли у вас желания что-то изменить в нем? Есть мысли, что вот сейчас вы сделали бы по-другому?
– Все, что мне не понравилось из снятого материала, я выкинула во время монтажа. Это вообще мой любимый этап работы над фильмом. На монтаже кино практически рождается заново.
Но есть такое понятие «монтажная точка», когда ты понимаешь, что это оптимальный вариант, что ты сделал все, что мог с этим материалом.
У меня еще был такой нюанс: когда я снимала фильм, я была беременна. Я всем говорила, что рожаю двоих сразу двоих – кино и малыша.
Съемочная группа за меня переживала, когда мы ездили на досъемки в Таиланд, а я была уже на 8 месяце. Все боялись, что я рожу прямо в самолете. Но все случилось вовремя, и все закончилось успешно.
– Многие омичи, которые хотят проявить себя в творчестве, в том числе снимать кино, уезжают из нашего города в столицу, где больше возможностей, больше денег. Как вы думаете, они правы?
– Главное – снимать, заниматься самообразованием. Я могу сказать, что сейчас интересным становится именно региональное кино, то есть созданное вдали от Москвы и Санкт-Петербурга.
Я работала на фестивале «Арткино» – это фестиваль короткометражек, и многие победители были как раз из регионов. Так что могу сказать, что в регионах, и в Омске в том числе, потенциал есть, и он отсюда стекается в Москву.