Главная концертная организация региона начала 2017 год с новым руководителем. Напомним, Ирина Лапшина была назначена на смену Андрею Чувашову 1 ноября. С нашим ресурсом она поделилась планами на наступивший год.
– Текущий сезон был сформирован без вашего участия. Ваш предшественник – опытный управленец, что отразилось на качестве выступавших у нас артистов. Союз концертных организаций, в который он входил, это бренд, способный привозить к нам многие известные коллективы и солистов. Каким образом Вы будете формировать гастрольный план в 2017 году?
– Прежде всего отмечу, что Омская филармония по-прежнему входит в состав Союза концертных организаций. Это сообщество не занимается проведением гастролей, у него другие цели. Когда речь идет о приглашении того или иного артиста или коллектива к участию в наших программах, мы напрямую взаимодействуем с филармониями других регионов или с зарубежными концертными агентствами. Омская филармония имеет круг сложившихся творческих связей, который с каждым годом только расширяется.
Что касается формирования репертуарного плана, то здесь важно перспективное планирование. Например, гастрольные туры европейских артистов составляются порой на два-три года вперед. Поэтому на сегодняшний день у нас по большей части согласован сезон 2017/2018. Благодаря этому мы сможем присоединиться ко всероссийской акции, инициированной Московской филармонией, и открыть продажу абонементов следующего сезона уже 1 февраля. Мы надеемся на поддержку СМИ в освещении этой темы.
Тем не менее нужно понимать, что концертный план живой, и он будет дополнен рядом проектов. Однако уже сейчас могу приоткрыть некоторые секреты и сообщить, что следующий сезон Омского академического симфонического оркестра откроет великолепная скрипачка Саяка Сёдзи. Кроме того, запланированы выступления таких именитых пианистов, как Борис Березовский, Константин Лифшиц, Александр Романовский, скрипачей Сюзанны Ёко Хенкель, Никиты Борисоглебского, органистов кафедральных соборов Винфрида Бёнига, Йоганнеса Трюмплера, Маттиаса Майерхофера.
Мы рассматриваем возможность проведения фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», Пасхального фестиваля Валерия Гергиева, проекта фонда «Новые имена» Дениса Мацуева и его выступления с оркестром, Сибирского международного органного фестиваля. На лето намечено проведение Большого симфонического парка, который имел большой успех в прошлом году. Причем на этот раз мы собираемся провести два мероприятия – один из дней будет посвящен джазу. Так что могу с уверенностью сказать, что новый сезон будет не менее насыщенным и интересным, чем предыдущий.
– Какие направления, на ваш взгляд, необходимо развивать в филармонической деятельности на данный момент? Увидим ли мы ваши конкретные шаги в этом направлении в наступившем году?
– Есть несколько направлений, требующих особого внимания. Во-первых, это создание новых программ и совершенствование качества существующего репертуара артистов филармонии. Необходимо создать условия для реализации оригинальных творческих проектов – того, чем мы могли бы приятно удивить нашу публику и привлечь новую слушательскую аудиторию. Мы ни в коем случае не должны забывать об образовательно-просветительской миссии филармонии и активизировать работу со школами, образовательными учреждениями среднего звена и вузами, чтобы воспитать новое поколение слушателей и повысить престиж академической музыки в молодежной среде.
Важным направлением, безусловно, является гастрольная деятельность. Выступления Омского академического симфонического оркестра и Государственного Омского русского народного хора в Концертном зале им. Чайковского и Концертном зале Мариинского театра подтвердили высокий уровень наших коллективов и показали желание видеть их на концертных сценах не только России, но и за рубежом. Так, в 2017 году запланированы гастроли симфонического оркестра в Италии. Омский хор проведет два гастрольных тура по российским городам во второй половине февраля (Ишим, Тюмень, Челябинск, Курган) и в середине осени (Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Казань, Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Владимир, Москва, Рязань, Самара, Тольятти), а также выступит в Алма-Ате на открытии «28-й Всемирной Зимней Универсиады-2017», которое пройдет при участии главы Республики Казахстан и глав других стран.
Еще одно важное направление развития филармонии – участие в целевых федеральных программах. Будем стараться участвовать во всех доступных конкурсах на получение грантовой поддержки коллективам и проектам. В скором времени ждем рассмотрения наших заявок по федеральной целевой программе «Культура России», в рамках которой планируется провести Органный фестиваль и СимфоПарк.
– Какие коллективы и солистов планируется поддержать в наступившем году?
– Не думаю, что стоит говорить о поддержке отдельных коллективов. Мы ценим всех наших артистов, и конечно же, филармония будет продолжать уделять внимание развитию всех своих творческих единиц.
– Озвучьте сумму бюджета филармонии на 2017 год.
– Планируемый общий размер доходов за счет субсидии министерства культуры Омской области, а также поступлений от оказания услуг – 260,6 млн рублей. Из них 200 млн рублей будет направлено на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников филармонии, остальная часть предусматривается на обеспечение деятельности коллективов филармонии, организации выступлений приглашенных артистов, а также расходов на содержание имущества филармонии.
– Какими кадрами планируется укрепить филармонию в наступившем году? Сохранит ли свое место худрук филармонии Андрей Баранов, которого, по нашей информации, советовал в свои преемники г-н Чувашов?
– Административный состав филармонии полностью укомплектован. Здесь работают квалифицированные специалисты, и в ближайшее время кадровых перестановок не планируется. Андрей Баранов занимает должность заместителя директора по творческой деятельности. В его компетенции находятся вопросы планирования, организации и проведения концертов собственных творческих коллективов филармонии и приглашенных исполнителей. Надеюсь, что он будет и далее успешно выполнять свои обязанности.
– Появится ли у вас, как в свое время был, например, в Омском ТЮЗе, специальный зам по вопросам сдачи в аренду ваших залов? Необходим ли такой специальный человек?
– На протяжении многих лет Омская филармония заключает договоры возмездного оказания услуг по проведению мероприятий на ее сценических площадках. Данные функциональные обязанности возложены на начальника комплекса концертных залов Екатерину Лущ. Введение какой-либо дополнительной должности считаю нецелесообразным.
– Всем памятен скандал с предпринимателем Меньковым, у которого были в аренде буфет Концертного зала и точки общепита в Органном зале. Какова будет ситуация с подведомственными вам буфетами в наступившем году?
– По решению суда договоры аренды, заключенные с предпринимателем Меньковым, расторгнуты. В начале 2016 года проведен аукцион и заключен договор аренды помещений на первом этаже Концертного зала, где организовано общественное питание посетителей. Сейчас решается вопрос о проведении торгов на право заключения договора аренды буфета в Органном зале.
– Директор концертного зала Екатерина Лущ возглавила и Органный зал. Будет ли продолжаться тенденция к слиянию отделов?
– Я бы не стала считать тенденцией единичный случай. Думаю, что решение предыдущего руководителя о слиянии служб Концертного и Органного залов было продиктовано желанием повысить эффективность работы технического персонала. Если раньше звукооператоры, художники по свету, инженеры могли обеспечивать работу лишь конкретного зала, то теперь их нагрузка определяется творческими проектами, а не площадкой.
– Рядом стоящий с Концертным залом Омский ТЮЗ сейчас приходит в упадок. Некоторые источники считают, что, если брать за основу тюменский опыт объединения учреждений культуры в один конгломерат, симбиоз филармонии и ТЮЗа был бы вполне реален, причём в самое ближайшее время. Были ли разговоры об этом и может ли это произойти в наступившем году?
– Я бы не стала давать столь категоричных оценок ситуации в ТЮЗе. И опыт объединения учреждений культуры также неоднозначен. Мне неизвестно о том, чтобы ставился подобный вопрос в отношении Омской филармонии и ТЮЗа. В целом, при принятии таких стратегических решений необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против».
– Есть ли проблемы у Омского симфонического оркестра и как вы планируете их решать?
– Есть несколько важных текущих задач в отношении симфонического оркестра. На сегодняшний день в коллективе открыто несколько вакансий. В Омске, к сожалению, нет консерватории, поэтому кадры приходится искать в других городах. Мы приглашаем на прослушивания исполнителей на фаготе, валторне, арфе. Для сохранения сильного артистического состава и привлечения молодых перспективных оркестрантов будем искать возможности повышения заработной платы. Если удастся получить грантовую поддержку, то освободившиеся средства будем направлять на укрепление инструментальной базы оркестра.
– Планируются ли в наступившем году концерты на площадке Омской филармонии артистов сильных музыкальных театров из соседних Екатеринбурга и Новосибирска?
– Да, действительно, у филармонии был достаточно успешный опыт сотрудничества с солистами из театров соседних регионов, и мы открыты для реализации совместных проектов и в дальнейшем. Но в этом году у нас уже запланированы выступления солистов Большого театра Владимира Магомадова и Романа Муравицкого, солистки Королевской оперы Стокгольма Марии Мильдер, а также лауреата конкурса «Большая опера» Сергея Плюснина, победителя телешоу «Живой голос» Сергея Дудинского.
Вместе с тем, Омская филармония располагает собственными артистическими ресурсами – у нас есть сильные вокалисты, способные воплощать разнообразные творческие идеи. Нам есть, чем порадовать родных омичей.
Беседовал Василий Романов
Фото И.Б.Лапшиной и ИД «ТРИЭС»