Главный раввин Омска и Омской области - о том, почему люди могут спокойно жить еще двести с лишним лет и не бояться конца света.Последний раз конец света, помню, был обещан нам 21 мая 2011 года... Гарольд Кэмпинг из Калифорнии долго высчитывал, изучал Библию – и сделал такой вывод. Утаивать, конечно, не стал – как можно держать в себе такое открытие: приготовления начали освещаться его собственной радиостанцией, а сам он стал собирать пожертвования на рекламные акции. Я хорошо это помню, потому что у нас на следующий день было мероприятие, и я на нем всех поздравил с тем, что мы пережили очередной «конец света».
Конца света не будет. Это полная ерунда. Как только минует очередная дата, скажут, что неправильно посчитали – помяни мои слова. И начнут вычислять новую дату – «правильную». Есть люди, которым выгодно поднимать и муссировать эту тему.
Я вас успокою: в Талмуде написано, что мир, в котором мы живем, будет существовать шесть тысяч лет. Если вспомнить, что по еврейскому календарю сегодня 5773 год, то смело можно сказать, что еще 227 лет можно жить спокойно и никакого конца света не ждать. Кстати, там не написано, что мир рухнет: нет, мир перейдет на новый, более высокий духовный уровень. Тогда люди будут больше времени уделять учебе, развитию, наукам, меньше – материальным ценностям. Так что пока живите спокойно!
Не нужно ждать плохого – вне зависимости, обещан ли вам конец света или нет, верите ли вы в него или нет. Это страх – а страх не может стать родоначальником хороших дел. Нужно смотреть в будущее с позитивом.
Буквально на днях вернулся из США, с ежегодного всемирного конгресса посланников Любавического Ребе. И хоть не первый раз там был, в этот раз был поражен: эта огромная Америка, со всей своей мощью и экономическими ресурсами, на дворе 21 век… но люди стоят в очередях. Одни остались без света и электричества, другие – и вовсе без крова. Ураган Сэнди напомнил, что в людских руках много силы и власти, но кто-то там, наверху, тоже имеет свое мнение и говорит иногда свое слово…
Ты видишь на Манхэттене две очереди: в одной стоят за новым iPad, в другой, огромной, – за бензином. Это какой-то нонсенс. Едешь по набережной, где живут не бедные люди, построившие себе целые замки. Что от них осталось? Конечно, жалко этих людей, потому что ты купишь новый MacBook и новое барбекю, но ты никогда не восстановишь альбом со своими детскими фотографиями. И много чего другого.
К сожалению, террористам не нужна особая дата, чтобы совершить какую-то акцию. Говорят, когда приближается годовщина Беслана или «Норд-Оста», для них это как красная тряпка – надо, мол, о себе напомнить. На деле я не помню подобного. Не факт, что они не пытались, но, слава Б-гу, у них ничего не получилось.
Когда 31 декабря 1999 года конца света не случилось – хотя был обещан обвал биржи, интернета, самолетов и ракет, – я учился в Америке. В час ночи, после субботней трапезы, мы вышли на улицы и танцевали со словами I exist.
Стив Джобс, основатель Apple, говорил: надо каждый день прожить так, будто это последний день в твоей жизни. Когда он умер, эту его фразу повторяли, пожалуй, чаще других. На прошедшем ежегодном конгрессе мы тоже говорили о том, что каждый день надо наполнить столькими делами, чтобы никогда не жить по принципу «день прошел – и слава богу». Участие в нем принимали не только раввины, но и специалисты по тайм-менеджменту, которые проводили мастер-классы по расстановке приоритетов, помогали планировать рабочий день.
Не надо ждать последнего дня жизни, чтобы любить свою жену, заниматься детьми, молиться, трудиться. Не нужен особый случай, чтобы побыть с семьей. Когда я прихожу домой, стараюсь по возможности не выходить в интернет и не заниматься рабочими делами – потому что я нужен своим близким.
В моей собственной жизни конец света случился в тот день, когда ушла из жизни моя мама. И в день, когда скончался Любавический Ребе (Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, последний ребе Хабада, один из виднейших еврейских деятелей XX века – прим. ред.). В каком-то смысле это был для меня еще больший шок, чем когда ушла мама, потому что мы с раннего детства были уверены, что он не умрет… нет, мы не думали наивно, что этот человек бессмертен, но надеялись, что он проживет до того времени, когда придет Машиах, мессия. Тогда, согласно еврейской вере, люди будут жить вечно.
Однажды бог собрал людей и сказал: пусть каждый сложит свои проблемы в мешок и принесет на площадь. Люди собрались, каждый держал мешок. Бог предложил: тот, кому его проблемы кажутся слишком тяжелыми, может взять на себя проблемы другого, а свои оставить. Никто не сдвинулся с места. «со своими точно как-нибудь справлюсь», – думал каждый. Так и я: со своими трудностями я справлюсь.
Да, были черные дни, но светлых дней гораздо больше. Взять хотя бы день свадьбы и дни рождения детей – а у меня их пятеро. А ведь придет время, когда мы будем отмечать дни их свадеб и дни рождения их детей…
Мой самый счастливый день? Сегодняшний.
На днях исполняется четыре года, как в Индии во время атаки на Мумбаи от рук террористов погибли раввин Гольцберг и его жена. Их двухлетний сын остался сиротой. Моя старшая дочь Мириам спросила меня: они были такими хорошими людьми, верующими, религиозными – как Б-г мог допустить такое? Где справедливость? Не случится ли подобное с нами? – те вопросы, которые в какой-то момент задает, пожалуй, в этой жизни каждый человек. Что я ответил? Надо жить с верой в то, что Б-г – источник добра, и он не делает ничего плохого и лишнего. Просто некоторые вещи нам не дано понять сразу. Но пройдет время, и мы иначе посмотрим на то, что сегодня кажется абсолютным злом, что приносит огромную боль. Сегодня мы просто не в состоянии увидеть этого. Мы не можем рассказывать детям сказки, они хотят прямых ответов. Но самый великий грех – сказать «он был плохим человеком и он это заслужил». Мы не можем никого судить. Мы только должны сами жить по правилам.
Текст: Елена Ярмизина. Фото: фотостудия PANAMA