Куратор проекта «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии» рассказал о преображении Генерал-губернаторского дворца и о том, что общего у музейщика с Остапом Бендером.
– Иван, почему огромный музейный проект, на реализацию которого фонд Потанина выделил вам 1 миллион рублей, решили связать с романом Ильфа и Петрова?
– У нас есть основание говорить, что роман «12 стульев» – это про нас, про наш музей. Музей был образован в те же годы, которые описаны в книге, появился, благодаря тому же переделу царского и дворянского имущества. Хорошо, что хватило сил у интеллигенции добиться, чтобы уникальные вещи не разошлись по частным рукам, а поступили в музейное собрание.
Если говорить о совпадениях, стулья, которые искал Остап Бендер, вышли из мастерской братьев Гамбс. У нас в собрании тоже есть мебельный гарнитур работы братьев Гамбс, который поступил к нам из Мраморного дворца, находящегося в Санкт-Петербурге.
По сути, все мы, музейщики, такие же Бендеры. Если стулья у нас есть, мы ищем информацию. При работе над проектом «12 стульев», кстати, было сделано несколько открытий. О них можно будет узнать на выставке.
А бывает, что, как и Остап, ищем стулья или другие предметы. Например, мы из архивов узнаем, что в гарнитуре, который есть в нашем фонде, были еще предметы. Узнаем, куда их отправили. Оказывается, что организация переехала, снова ищем. Все, как в романе Ильфа и Петрова.
Так прозвище «Бендер» получил на одном из форумов наш коллега Игорь Глазов, который провел исследование, связанное с одним креслом из нашей коллекции. Ему удалось установить, где находятся остальные предметы из того же гарнитура. И вот на конференции во дворце-музее «Павловск», где он представлял результаты своего исследования, его прозвали Остапом Бендером.
– Этот гамбсовский гарнитур выглядит он почти как новый. Над ним поработали реставраторы?
– Да, эта мебель была реставрирована к 400-летию дома Романовых, которое отмечалось в 2013 году. Два стула мы оставили в натуральной обивке, остальные предметы перетянули, потому что ткань от времени просто истлела.
Но эта ткань отдельно изучается, есть интересные наработки. Мы уже выходим на производителя ткани во Франции. Еще немного и будем решать вопрос: «А можно ли восстановить ту ткань?»
Европейцы во многих сферах переходят на люксовые заказы. Они ткут не огромными партиями, а точечно, по запросу. И не по сумасшедшим деньгам. Так что, перспективы есть.
– Иван, расскажите подробнее, чем интересна новая экспозиция?
– Мы хотим подарить омичам новый музей. Наше здание Генерал-губернаторского дворца как дворец омичами не воспринимается, сюда очередь не стоит. Здание потеряло свой антураж, прелесть – лепнину, паркет.
Когда люди идут в художественный музей, они идут за красотой, в первую очередь. Мы поняли, что научная демонстрация предметов – за стеклом и с табличкой – это немного скучно. Поэтому появилась идея сделать красивую выставку, чтобы дворец получил дворцовое убранство.
Чтобы понять, чего нам не хватает, чтобы заинтересовать молодежь, мы заключили договор с ОмГУ. К нам пришла группа студентов-культурологов, которые будут мониторить этот проект.
Они пришли, когда проект «12 стульев» только планировался, а здесь была еще выставка «Хрустальный дворец», и написали нам свои замечания. К некоторым из них мы прислушались. Ребята придут и на открытие, будут писать отчеты, будем дальше с ними общаться.
Отмечу, что дизайнером проекта выступил известный в Омске и за его пределами художник Дамир Муратов. Он придумал логотип, оформил плакаты с цитатами из романа «12 стульев», а также разработал сувенирную продукцию.
В антураже выставки мы обязательно будем проводить различные мероприятия. У нас уже есть план на ближайшие полгода. Мы хотим организовать диалог с посетителями, получить живой отклик. Чтобы посмотреть, как у нас это получилось, приходите 21 декабря.