Известный омский альпинист рассказал о покорении вершины Манаслу в Гималаях.
В истории альпинизма Омска произошло важное событие. Памятный вымпел с гербом Омска и флаг СибГУФКА были установлены на восьмой вершине мира – горе Манаслу в Гималаях. Восхождение совершил в составе международной экспедиции доцент кафедры теории и методики туризма и рекреации СибГУФК Игорь Зданович, который ранее уже поднялся на пик Аконгагуа в Южной Америке и пик Мак-Кинли в Америке Северной. Он рассказал о своём штурме непальского «восьмитысячника».
Первым делом – по самолетам-вертолетам
Экспедиция на вершину Манаслу состоялась в сентябре этого года. По некоторым данным, её высота – 8163 метра. В других источниках говорят, что она чуть больше/меньше. Поднявшись на вершину, я не стал её измерять. Боялся, что она вдруг меньше окажется. Нечем будет потом хвастаться.
Готовиться к ней мы начали ещё в марте этого года. Тогда же заслуженный мастер спорта по альпинизму, альпинист, покоривший Эверест и поднявшийся 5 раз на Манаслу, Дмитрий Греков, сформировал группу из шести человек, которая будет подниматься на вершину. По уровню подготовки я был самый слабенький, остальные были так называемые «снежные барсы», неоднократные участники экспедиций на восьмитысячники. Двое ребят были из Прибалтики, трое представляли Россию – Челябинск, Москва и я – Омск, а также Дмитрий из Киргизии.
План, который придумал Дмитрий, был достаточно оригинальным для высотных восхождений. 29 августа мы должны были заехать на пик Ленина. Наша задача состояла в том, чтобы подняться на высоту 6900, провести там ночёвку и акклиматизироваться. После ночёвки должны были спуститься вниз, улететь в Бишкек, сесть там на самолёт, улететь в Катманду, оттуда на вертолетах улететь в деревню перед базовым лагерем Манаслу, которая называется Самагаон, и уже буквально на следующий день начать восхождение.
По срокам это получалось: 29 августа – сбор под пиком Ленина, 12 сентября – ночёвка на 6900, 14 – перелёт в Катманду, а 16 – на Самагаон, 18 поднимаемся в базовый лагерь, 20 выходим на восхождение, к 26-му числу на неё забираемся, а 28 спускаемся и едем в Катманду.
Палатку разорвало от ветра
Что из этого вышло: 29 августа мы, как и планировали, собрались под пиком Ленина на поляне. Думали, что там погода хорошая, как у нас в конце августа, но оказалось это не так. Поднявшись на высоту 5300, мы потеряли там уже первую палатку – её просто от ветра разорвало. Мы из двух палаток перебрались в одну палатку. На следующий день из-за непогоды мы смогли преодолеть только 500 метров. Следующий день тоже был тяжёлый – вьюга, метель – поднялись на 6100 и потеряли ещё одну палатку. Подумав, что такой акклиматизации нам хватит, мы приняли решение спускаться вниз.
14-го мы улетели в Дубаи, а оттуда в Катманду. 16 на вертолетах мы прилетели в Самагаон, 18-го пришли в базовый лагерь и начали ждать погодное окно – благоприятную погоду на вершине Манаслу. К этому времени должно было состояться очень важное событие: шерпы (организаторы) должны были повесить перила до четвёртого лагеря, но они этого не сделали. Они даже до третьего лагеря пробиться не смогли.
25 сентября мы встали утром в базовом лагере. Шёл серьёзный сход лавин, и его завалило на 40-50 сантиметров. 26-го мы разделились – двое сказали, что уже все безнадёжно, надо спускаться, остальные пошли до 1 лагеря. Там мы нашли наших шерпов. Идёт сильный ледопад, они не смогли сделать лестницы, несмотря на это, мы на следующий день всё-таки отправились ко второму лагерю.
На восхождение? В очередь!
Кстати, из первого лагеря во второй вместе с нами в этот день отправились и другие экспедиции – это порядка 100 человек. Все они единовременно (!) пытались залезть на гору. Я был в шоке – везде огромные очереди, как в магазинах, какие-то лестницы, перила, жумары (альпинистское снаряжение). Мало того, что ты стоишь в этой очереди, так ты должен стоять в безопасном месте, потому что идёт сильные ледоход.
Добравшись всё-таки до второго лагеря, мы обнаружили, что палатки остались живы. Это было счастье. 28 мы дошли до третьего лагеря (высота 6400). 29 сентября, получив хорошую информацию о том, что погодное окно сместилось на 30 число, не задумываясь выходим в четвёртый лагерь (7450 метров). Ночевать там было уже нельзя – как правило, тем, кому удавалось переночевать на такой высоте, приходилось возвращаться домой. Поэтому 30 числа в час ночи мы начали собираться на восхождение. Это было не так просто сделать, как кажется на первый взгляд. Мне нужно было снять ботинки, чтобы засунуть туда химические грелки, снять одни из варежек, чтобы туда тоже положить грелки, достать кошки, подготовить аппаратуру. Я потратил на это 3,5 часа! У меня не с первого раза получилось снять ботинки.
Хочу сказать, что 30 сентября – был единственным днём, когда не было ветра и других погодных катаклизмов. Поднявшись на вершину, мы были счастливы. Эмоций было через край. Ощущение на вершине, что ты в космосе, что до космоса осталось совсем чуть-чуть. Кажется, что облака очень низко, хотя они на высоте 5-6 тысяч метров, и над этими облаками торчат эти «восьмитысячники».
Фото: Дмитрий Греков, открытые интернет-источники