Известный омский культуролог из ГМИО, автор «Словаря мифологии Омска», рассказал на встрече с участниками фестиваля «ПарОм» о легендах нашего города и о том, что значит быть омичом с мифологической точки зрения.
– Евгений Владимирович, давайте начнем с определения: что такое городская мифология? Это представления людей о своем городе?
– Не совсем так. Это не просто представления, а автоматические представления, то, что мы не осознаем. Это не то, что мы знаем о городе, а то, что город знает о нас. Чтобы быть омичом, надо иметь определенное представление о мире, о том, как он устроен. Наша городская мифология и формирует эти представления об идентичности. И мифы могут опираться на факты, а могут не опираться. Миф – это отношение к факту, которое само стало фактом.
– А можно примеры?
– Например, все знают, что в нашем городе был каторжный острог, здесь сидел Достоевский, все знают, что Омск – крепость. Это факты истории, биографий людей, которые существуют в науке. А вот Асгарда в науке нет. Но он есть в нашей городской мифологии, в представлении части людей.
Мы изучаем как факт культуры мнение некоторых омичей о том, что здесь был древний город Асгард Ирийский. Есть также легенды, связанные с названием города, с некоторыми местами. Эти представления – факт культуры и составляющие омской мифологии.
– Какие мифы связаны с названием города?
- Ну самое первое – город Омск назван в честь реки Омь. Считается, что ее название переводится как «тихая». И это вписывается в наше представление о том, кто мы есть, и почему мы такие.
Песня на стихи Рождественского «Где-то есть город тихий, как сон, пылью тягучей по грудь занесен, в медленной речке вода, как стекло, где-то есть город, в котором тепло» – думаю, любой омич скажет: «Да, этот все про Омск». Омск – тихий город, малоподвижный, здесь нет никаких бурлений, люди инертны.
Второй миф – название «Омск» произошло от священного слова Ом. Отсюда все легенды о святости, особой миссии, о пупе земли.
Третий ономастический миф (ономастика – наука, изучающая имена собственные – прим. Н. Семеновой) – это представление о том, что «ОМСК» – аббревиатура, которая расшифровывается как «Отдаленное Место Ссылки Каторжников».
У этого мифа есть реальные основания – сюда действительно ссылали заключенных. Но этот факт сам по себе не говорит об уникальности города, были и другие каторжные города, например, Иркутск.
Думается, что тут сыграл роль самый великий текст об Омске – «Записки из мертвого дома» Достоевского. Если бы не было этого текста, я думаю, вряд ли закрепился бы миф об Омске как о городе-тюрьме, об отдаленном месте ссылки.
Достоевский помог нам начать гордиться тем, что великие люди переживали здесь не самые лучшие свои моменты. Не будь Достоевского, мы бы не выискивали великих имен в списках, оказавшихся здесь не по своей воле, – это, например, Королев, Лев Гумилев, Туполев.
Здесь явно видно влияние литературного текста на формирование представлений о городе.
– А были еще примеры таких влиятельных литературных текстов об Омске?
– Есть интересный пример: описание Омска у Луи Буссенара – французского автора. Он никогда не был в Омске, но здесь побывали его герои в книге «Из Парижа в Бразилию». Позвольте зачитаю отрывок:
«К своему величайшему удивлению Жюльен вдруг увидел, что Жаку необыкновенно понравилась необозримая степь, окружающая город.
На подневольного путешественника произвела сильное и вместе с тем приятное впечатление эта бесконечная, необъятная равнина, покрытая лишь травою и на вид переменчивая, как море, в зависимости от погоды.
В сумрачные дни, когда по небу ходили облака и по степи гулял ветер, трава волновалась, как океан, и принимала темный оттенок, напоминая сумрак бездны. В хорошую погоду, когда ярко светило солнце, степь переливалась всевозможными оттенками зеленого цвета, сочетаниями самыми разнообразными и неожиданными и вместе необыкновенно приятными для глаз.
И Жак, вдруг полюбивший степь со всем пылом природного сибиряка, целыми часами предавался безмолвному созерцанию».
Мне думается, что Буссенар, который читал об Омске только в энциклопедиях, ухватил что-то важное. Степь – это значимый для нашего города аспект. Для мифологического сознания всегда важна окружающая природа. У жителей саванны и жителей джунглей будут разные герои мифов.
Омск – степной город, но усилиями жителей он превратился однажды в город-сад, и это один из важнейших компонентов нашей идентичности: не просто город, а город-сад.
А кроме того, Омск – крепость. Интересно, что эта крепость не пережила ни одного сражения, но только лишь фактом своего существования она выполнила свое предназначение. Из этого факта – крепость – мы выводим в сознании целый ряд качеств, относящихся к городу – крепкий город, военно-чиновничий, консервативный.
– А какие городские легенды существуют в Омске?
– Я легендами специально не занимался, моя тема больше визуальные объекты. Но, наверное, многим известна легенда о «плохом месте», на котором находился кинотеатр «Гигант».
– Мне кажется, она уже практически забыта современными омичами. Расскажите, пожалуйста.
– У легенд не всегда есть фактическая основа, но здесь она присутствует. В 1946 году в городе начали пропадать дети, в основном беспризорники. Но однажды пропал и мальчик из обычной семьи. Мать подняла шум, и началось расследование.
Поиски привели на чердак кинотеатра «Гигант», который находился там, где сейчас сквер напротив Органного зала. На этом чердаке были обнаружены больше 10 тел убитых детей, стояли банки с кровью. Эта история, конечно, взбудоражила людей.
Одни решили, что в послевоенное время, когда все было в дефиците, детей убивали, чтобы снять и перепродать одежду. Другие заговорили про вампиров-вурдалаков.
И третья версия, самая правдоподобная, на мой взгляд, что это был подпольный донорский пункт. Убийцы сдавали эту кровь в госпитали и получали деньги. Ведь после войны еще многим требовались операции.
Это не миф, это было реальное событие, есть уголовное дело под определенным номером. Но историю об этом событии люди стали рассказывать друг другу – и она стала легендой. В народе закрепился миф о месте, где все случилось, как о плохом, о страшном месте. Этот кинотеатр люди после сожгли. Опять же мифологическое «очищение огнем».
Миф обычно описывает то, как создается порядок жизни, – таким, какой он есть, и всегда описывает места и обстоятельства, где порядок нарушается. Это нужно для того, чтобы остальное пространство воспринималось как комфортное для жизни, как то, где тебе ничего не грозит.
– А мемы типа «Не пытайтесь покинуть Омск» – это тоже часть городской мифологии?
– Да, это интересный компонент городского текста. С одной стороны, он появился потому, что в городе плохо, и многие отсюда уезжают, но с другой стороны, он говорит, что Омск нельзя покинуть. Получается оксюморон. Мне кажется, это о том, что все настолько плохо, что система в таком упадке и деградации, что не хватает сил на перемены.
Нельзя покинуть Омск по омским законам. В омском мифологическом представлении невозможна ситуация, чтобы ты стал здесь знаменит, чего-то добился и тебя пригласили куда-то. Это город, в котором перемены гаснут, не успев начаться. Если человек уезжает в Москву, то здесь включаются принципы бытия Москвы, а не Омска.
Вы замечали, что в последние 7-10 лет постоянно проводятся какие-то фестивали, встречи, круглые столы с посылом «А давайте изменим Омск!», но они ни к чему не приводят. Видимо, есть какая-то системная ошибка. И ее отражает этот мем.
– После создания «Словаря мифологии Омска» вы продолжаете работать над этой темой?
– Да, мифы живут и развиваются, появляются новые. Наш «Словарь» уже пережил 2 издания и снова требует обновления. Некоторые статьи нужно уже переписать, некоторые дополнить. У нас есть группа в «Вконтакте», где мы собираем материалы, иллюстрации в виде текстов, картинок, фильмов. Приглашаем почитать, поучаствовать в обсуждениях. Она так и называется «Словарь мифологии Омска».