Известная журналистка рассказала на творческой встрече, почему предпочла Ленинграду Омск, как поверила в силу печатного слова и почему сложно работать с людьми культуры.
– Основа личности, как известно, закладывается в детстве. С какими воспоминаниями связано ваше детство?
– Мой папа был военным и наша семья постоянно переезжала. Мне удалось увидеть весь Советский Союз – от Западной Украины до Сахалина. И когда ты детскими глазами видишь эту огромную и прекрасную страну, очень рано рождается так называемое «чувство родины». Ты испытываешь гордость и счастье, что живешь именно здесь.
За 10 лет я сменила из-за переездов 7 школ. Но вот это умение легко вливаться в новый коллектив мне позже пригодилось в журналистской работе.
Я очень любила физику, участвовала в олимпиадах, но журналистика перевесила. В школе я была юнкором, редактором стенгазеты. И на меня большое впечатление произвел один случай.
Мы с одноклассниками часто ходили в гости к ветеранам, помогали им, общались. И я познакомилась с одним дедушкой, который жил в очень сложных условиях.
Я написала заметку о нем в «Пионерскую правду». Ее не только опубликовали, но и отправили информацию в наш горсовет. После этого ветерану оказали помощь. Так я впервые осознала силу печатного слова.
– И поэтому вы поступили на журналистский факультет в Ленинграде?
– Да. Мне дали рекомендацию из районной газеты в городе Коломые, где мы тогда жили. В Ленинграде учился мой папа, много мне рассказывал, и я тоже мечтала там учиться.
Приехав в Ленинградский университет, я поступила сразу в два университета, потому что сам город – с его театрами, музеями, архитектурой, с его людьми – он сам по себе учит.
У нас были фантастические преподаватели, многие из них – фронтовики. А у фронтовиков всегда было особо отношение ко всем окружающим – они стремились оберегать, заботиться.
Наши преподаватели не только читали нам лекции, но и давали уроки жизни. Мы были очень дружны, ходили к нашим профессорам в гости. Иностранные студенты, которые приезжали из Европы, очень удивлялись. Говорили, что у них есть всегда дистанция «преподаватели – студенты», а у нас все было очень душевно.
Наш курс был очень дружным, мы приехали из разных республик и взаимообогащались в процессе общения. Мы до сих пор встречаемся с однокурсниками. Представляете? А ведь прошло уже 40 лет.
– А как вы оказались в Омске?
– Сначала мы с мужем, тогда – моим одногруппником, приехали сюда на студенческую практику. Получилось это так: мы посмотрели на карту нашей огромной страны и решили узнать – а что находится в самом ее центре? Провели линию и оказалось, что прямо на этой линии расположен город Омск.
Первым впечатлением в Омске было потрясающее небо – как огромный шатер. Такого неба я больше нигде не видела. И люди здесь оказались такие же светлые и открытые.
Нас, как родных, приняли в «Омской правде». Мы привезли с собой с практики целый ворох полноценных публикаций, а некоторые наши друзья жаловались, что им давали писать лишь небольшие заметочки. Потом мы приезжали сюда и на вторую практику, и после окончания университета решили обосноваться здесь. Омск стал родным.
– Вы не только пишете о культуре, но и входите в жюри театральных конкурсов. Насколько сложно ставить оценки героям своих журналистских материалов?
– Творческие люди – очень уязвимые. Им очень важно услышать слова признания, убедиться, что они сделали верный выбор. Мне бывает обидно, что в конкурсах мало номинаций. Иногда хочется наградить больше людей, а приходится соблюдать строгие рамки.
Но работать в жюри очень интересно. Ты видишь, например, как растут молодые артисты. Восхищаешься руководителями наших театров. Они удивительные люди. На них давит многое – и публика, и чиновники, но они умудряются давать достойный творческий результат.
– Вы автор не только бесчисленного количества журнальных и газетных публикаций, но и автор полноценных книг, например, книги «Омск как пароль». Расскажите о ее создании.
– Идея родилась в 2005 году, когда в Омск на гастроли приезжал театр Вахтангова, находившийся в Омске в эвакуации во время войны. Именно тогда в театр попал ставший потом известным на всю страну наш земляк Михаил Ульянов. Мы решили написать книгу о том времени.
Кстати, в 2005-м Ульянов тоже приехал на родную землю, хотя был уже болен. Но коллеги отмечали, что здесь у него словно за спиной выросли крылья, появилась бодрость.
Мы со Светланой Васильевой ездили в командировку в Москву, встречались с последними четырьмя вахтанговцами, которые были во время войны в Омске.
Незабываемые чувства остались от общения с Михаилом Ульяновым. Когда он говорил, он умел как бы снять коросту со слов. В его словах словно светилось солнце.
Кстати, скоро возле нашего театра драмы появится памятник Ульянову. И я очень поддерживаю эту идею. Этот человек заслуживает глубочайшего уважения.