Омская драма открыла сезон сразу двумя премьерами – на камерной сцене по Толстому, и на основной по Горенштейну.
Обе постановки вряд ли можно считать позитивными, но их создателей режиссеров Бориса Павловича и Алексея Крикливого это не смущает. «То, что театр открывает сезон двумя такими проблемными вещами, говорит о том, что театр понимает, что такое театр», – ушел от прямого ответа на вопрос, нужны ли такие спектакли сейчас, петербуржец Павлович, ставивший у омичей Толстого.
Борис Павлович, режиссер (Санкт-Петербург)
Новосибирец Крикливый вообще решил не отвечать, считая, видимо, что его желание поставить в главном омском театре прозу Фридриха Горенштейна должно быть встречено омичами на «ура». Увы, вряд ли это будет так.
Алексей Крикливый, режиссер (Новосибирск)
«Даже не знаю, как на это пойдут наши зрители. Когда они увидят, что спектакль идет три часа, а транспорт в Омске после определенного часа вообще не работает, они просто не будут покупать билеты на «Искупление», – чуть не плача заявила корреспонденту МС2 пожилая неравнодушная сотрудница Омского академического.
Но Алексей Крикливый, уже работавший, и вполне успешно, в Омске над спектаклем «Время женщин», судя по всему, не думает о том, как театр будет продавать его премьеру. Он творит. Это, конечно, хорошо, но его инсценировку по произведению Горенштейна, где действие происходит в 1946 году, нельзя будет показывать даже школьникам из-за возрастного ценза «16+».
Взрослая же публика пришла на сдачу спектакля с желанием провести время и заполнить его положительными эмоциями. Это было хорошо видно по нарядам дам, многие из которых предпочли яркие цвета, золотую обувь и короткую длину юбки.
Но амбициозному Крикливому публика не указ. Спектакль, где главная героиня – молодая девушка, сексуальное созревание которой приобрело перверсионное течение из-за тяжелой психологической травмы, связанной с гибелью отца на войне, а также появлением нового возлюбленного у матери, изобилует неоправданными длиннотами и навязчивыми музыкальными акцентами.
Красивая публика в зале, ведомая фантазией автора Фридриха Горенштейна и режиссера Алексея Крикливого, искала трупы вместе с героями спектакля. «Искупление», которое, видимо, было необходимо самому Крикливому, он настойчиво навязывает зрителям.
Спектакль оставляет тяжелое впечатление, прежде всего, от того, что художественный совет Драмы и его администрация явно не работают с приглашенными режиссерами. Иначе, как получилось, что именно сейчас, когда на дворе кризис и людям нужна поддержка, в том числе от представителей культуры, на подмостках за бюджетные деньги появляется действо, которое совершенно очевидно вгонит зрителей в депрессию.
Побывавший на сдаче спектакля вместе с двумя своими родственницами директор Омского академического театра драмы Мир Бывалин, похоже, доволен премьерой. Впрочем, снимок сделан до того, как начался прогон. Интересно, у г-на Бывалина есть план, как он будет продавать спектакль «Искупление» омским зрителям?! Хочется уже услышать эпитеты, которые администраторы по распространению билетов найдут, чтобы заманить омичей в Драму на новый спектакль по Горенштейну.
Нельзя говорить о том, что сейчас на сцене обязательно должны быть только комедии, но дарить людям некий путь к свету театр обязан. «Искупление» Горенштейна так на них действовать не будет.
Заметим, что режиссер Алексей Крикливый явно попытался сделать расширенный дубль со своего спектакля «Время женщин». Поэтому в главной роли опять заявлена актриса Марина Бабошина, а другая омичка Ольга Солдатова снова играет замученную жизнью женщину.
В пару с Бабошиной главную героиню воплощает в «Искуплении» Кристина Лапшина, для которой Сашенька в премьере Крикливого фактически дебют в главной роли. Образ трудный, и чувствуется, что молодой артистке он еще не дается. Всего одну краску демонстрирует Лапшина – она весь спектакль кричит, видимо, стараясь изобразить болезненный надрыв. Но ведь даже у психически больных бывают периоды, когда им лучше.
В соцсетях творению Крикливого уже выставляют оценки. Специалист из омского Минкульта поставил 4, сотрудница литчасти одного из местных театров высказалась осторожно, сказав, что «Жизнь» Павловича на камерной сцене ей понравилась больше.
Виталий Маевский
Фото: Максим Самылкин