Роман рассказал МС2, почему омичи должны радоваться, что здесь живут, о том, что режиссёр – это судьба, и каких зрителей хочется прибить в туалете.
1 августа в нескольких омских кинотеатрах в рамках фестиваля «Киносозвездие России» состоялся показ фильма «Гена Бетон» режиссёра уже ставших культовыми и давно разобранными на цитаты «ДМБ» и «Даун Хаус» Романа Качанова. После киносеанса и беседы со зрителями режиссёр пообщался с МС2 лично.
– Роман, когда шла беседа со зрителями, было заметно, что вы испытываете большое волнение. Неужели после стольких премьер и публичных выступлений еще знакомо это чувство?
– Да, каждый раз, когда люди смотрят мой фильм впервые, я очень волнуюсь. Даже руки трясутся, голос. Просто выступать на публике не боюсь совершенно, а на премьерах всегда как в первый раз. Бывает, стоишь у зала, пока фильм идёт, переживаешь, раз – кто-то вышел, в туалет, например. Думаешь: «Вот козёл! Пойти его прибить что ли там?!». (смеётся)
– А каково это вообще – управлять таким сложным процессом на съёмочной площадке, контролировать всех его участников? Фильм – это же целый мир. От чего зависит, будет ли он действительно так хорош, как вы его представляли? Что для этого нужно сделать режиссёру?
– Во-первых, здесь нужно не просто управлять и направлять. Этого мира еще нет, его нужно создать. Понимаете, режиссёр – это не профессия, это образ мышления, и это судьба. Этому нельзя научить, как каким-то другим ремёслам – на одной технике не вывезешь. Знаете, есть такой анекдот: «Хорошо снимаешь? Тогда тебе в операторы. Играешь хорошо? Тогда в актёры иди. А ты? Ничего не умеешь? Тогда тебе – в режиссёры». А вообще, для меня режиссура – наименее скучное занятие из тех, что можно было выбрать. Ну как, выбрать, как я говорил, это судьба. И, если честно, не повод для зависти.
– Почему же? Разве не самое лучшее, что может быть, это когда у человека есть «дело всей жизни», как принято говорить?
– На самом деле, есть гораздо более комфортное времяпровождение и профессии. Как говорил Тарковский, человек не создан для счастья… Ведь он и про себя говорил. Наверное, поэтому нас, режиссёров, не так много (улыбается). Я начал пацаном – в 24 года. Когда становишься режиссёром, перестаешь чувствовать время… Каждый фильм – это же огромный кусок жизни. И времяисчисление начинает идти совсем по-другому. Тут главное осознать, что это твоя судьба. Тогда и не возникает лишних мыслей, о том, кем бы ты мог быть и какая бы у тебя была жизнь, типа: «Вот, был бы я проводником в поезде! Романтика – леса, поля мелькают».
– Ощущаете себя Творцом, создавая «миры»?
– Да нет, внутри процесса чувствую себя, как это говорили, «пролетарием интеллектуального труда». Да и когда закончена работа, ничего такого уже не понимаешь… Вообще, в нашем деле главное – не «бронзоветь». Когда решил, что, всё, «я классик» – это смерть. Надо накрываться белой простынёй и ползти на кладбище.
– Роман, какой вы на съёмочной площадке? Диктатор, наставник или добрый друг для актёров?
– Обычно у меня хорошо складываются отношения с актёрами, тем более, такой состав отличный собирается, сами видели. Работал с Богданом Ступкой и Людмилой Гурченко – тоже не замечал какой-то замороченности. Она мне – «Рома», я ей – «Люся». (смеётся) Раньше больше кричал в процессе съёмок, сейчас почти перестал. Но до панибратства мы не опускаемся. Возможно, мне везло – не сталкивался с наглецами.
– Кстати, о наглецах… Алексей Панин, ставший звездой после съёмок в вашем фильме «ДМБ», успел заработать довольно скандальную репутацию. С ним тоже проблем не возникало?
– Лёша мегапрофессиональный актёр. Просто в жизни он переиграл, и его стали тихо ненавидеть… Такое случается. Но актёрская судьба – вообще отдельная история.
– А есть среди своих фильмов любимые? И бывает ли так, что, когда пересматриваете их, хотите что-то изменить, исправить?
– Обычно я свои фильмы не пересматриваю какое-то время. Только через несколько лет. И сразу стараюсь делать их такими, чтобы потом было не жаль. И любимых нет. Наверное, лучший всегда тот, что еще только предстоит снять. Есть анекдот на эту тему. У Тарантино спрашивают: «Квентин, а вам не кажется, что вы так и не сняли ничего лучше «Криминального чтива»? – «А кто снял?» – спрашивает он.
– Роман, вы в нашем городе впервые. Какое впечатление он произвёл?
– Замечательное впечатление. Здесь чувствуется культурный заряд и оптимизм. Видно, что большой культурный слой. Столько учебных заведений, театров, телеканалов мы насчитали. Очень тёплый по приёму город. Приехав из Москвы, даже как-то не почувствовал этого перемещения во времени и пространстве, ощущаю себя дома. В здешних людях чувствуется глубина и открытость. Например, сегодня порадовался: пошёл за сигаретами, и продавщица просто так мне улыбалась, пошутила по поводу «на здоровье». Нет, не то что бы в других городах мне сигареты не продавали, но там они это как-то делают, как будто исполняют священный долг. (смеётся) А здесь очень много улыбающихся людей. Мало где так.
– А что вы могли бы пожелать этим улыбчивым людям, которые скоро будут отмечать 300-летие своего города?
– Пожелать оставаться самими собой – такими же весёлыми, не лишёнными самоиронии. В Омске живут адекватные люди с чувством юмора, а это – супер!