Выяснилось, что при наличии жёсткой конкуренции в шоу-бизнесе не нужен никакой Мединский.
Вчера, 19 июня, в омском драмтеатре в рамках фестиваля «Академия» прошла встреча с американским музыкантом, композитором и режиссёром Джоном Уильямом Макдэниэлом. Несмотря на изначально заявленный организаторами формат «мастер-класса по театральным постановкам», основную часть встречи занял рассказ Макдэниэла о своей жизни и творчестве.
– Моя мама, когда я был ещё маленьким мальчиком, часто водила меня в театр, – рассказал американский гость. – И в одном спектакле я увидел привидение, которое летало над сценой, било посуду, роняло мебель, то есть делало совершенно невообразимые вещи. И я подумал: «Но как они это сделали? Это ведь не кино, это происходит прямо сейчас передо мной!». И я решил узнать, как делаются такие вещи.
Довольно долго Макдэниэл хотел стать актёром, и только во время учёбы в вузе ему предложили всё-таки сосредоточиться на музыке. В дальнейшем он начал заниматься оркестровкой и музыкальной режиссурой в маленьких театрах Лос-Анджелеса. Свой «карьерный рост» американец описал так:
– Постепенно театры становились всё больше и больше...
Дальше были участие в популярном «Шоу Рози О'Доннелл» и постановки мюзиклов на Бродвее. Самая популярная из них шла 5 с половиной лет и принесла большой доход. Сейчас Макдэниэл работает одновременно над тремя проектами, в том числе над мюзиклом по роману Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир».
Собравшихся омичей, судя по заданным ими вопросам, интересовало в первую очередь – популярна ли в Америке русская культура и чем их театральная система отличается от нашей. Макдэниэл рассказал, что Чехова по-прежнему ставят очень активно (особенно «Вишнёвый сад») и что публика на него ходит. А вот театры устроены по совершенно иному принципу. Объяснить различия помог режиссёр из Петербурга Василий Сенин.
– Понимаете, – начал он объяснять. – В Америке существует такая система театральных сообществ и частных инвесторов, при которой (страшно сказать) не нужно никакое министерство культуры!
Американские театры «заточены» под успешность: не получая поддержку от государства, они должны зарабатывать деньги, но это ни в коем случае не означает низкий уровень качества. Как раз наоборот: жесточайшая конкуренция заставляет бороться за качество и постоянно искать что-нибудь новое. В рамках этих поисков на язык мюзикла «переводят» книги самых разных жанров (например, антиутопию Хаксли), занимаются культурным импортом. Один из присутствующих в связи с этим спросил, нельзя ли создать некий совместный проект одного из театров на Бродвее и Омской драмы.
– Почему бы и нет? – весело ответил американец. А Сенин добавил свою ремарку, вызвавшую общее веселье:
– А теперь можно долго рассказывать, почему именно «Нет».
Сразу после этой встречи американец отправился на «Необыкновенный концерт» театра Сергея Образцова. Словно чтобы подчеркнуть те вещи, о которых шла речь на «мастер-классе», спектакль был предварён сообщением о том, что фестиваль «Академия» проводится при поддержке правительства Омской области и каких-то ещё властных структур. Остаётся только радоваться тому, что в этом случае такая поддержка ничего не испортила.