По мнению главы ТНТ, российской кино- и телеиндустрии просто нужно время.
– У нас был хронологический разрыв в полтора десятилетия, – объяснил Мишин суть проблемы. – В 95 году было много людей, хотевших писать сценарии. Но потом был провал. А в последние годы объём средств на телевидении увеличился в десятки раз – а писать некому. В результате получилось, что человек, который должен написать 30 сценариев в стол и только 31-й продать, получает деньги уже за первый-второй. У нас нет конкуренции! Просто сценаристов должно быть в десятки раз больше, чтобы мы могли намного больше сценариев отсеивать. Но ситуация уже улучшается, и через 10 лет она будет совершенно другой.
С таким видением проблемы согласились и другие.
– Что делает из человека хорошего сценариста? – спросила у собравшихся Анна Гудкова. И сама себе ответила. – Здесь нужны три вещи: образование, голод и храбрости.
Похоже, сейчас не хватает в первую очередь голода: у начинающих покупают даже плохие сценарии. Писать в стол и бедствовать не получается.
Была затронута и ещё одна важная тема – «О чём писать и снимать?» Продюсер Роман Борисевич посетовал на определённые особенности «социального заказа»:
– У нашего зрителя отсутствует запрос на повседневные темы. Господствует эскапизм, желание убежать от действительности. Поэтому снимают фэнтези, а если даже в кино изображается реальность, то явно приукрашенная.
Очень убедительно прозвучал ответ на это всё от той же Анны Гудковой:
– Мы не должны снимать то, чего зритель хочет. Создавать нужно то, чего потребитель не ждёт, то, что может его удивить, даже ошарашить, и что ему понравится. Новая драматургия не может исходить от зрительского запроса – она может только на нём проверяться.
Присутствовавший на встрече Артём Михалков ограничился рассказом о том, какие трудности пережил на съёмках своего фильма из-за того, что пустил сценарий в дело в незаконченном виде. Вывод прост: хороший и законченный сценарий не заменить ни актёрской игрой, ни режиссурой.
Ответы на вопросы, заявленные в теме «круглого стола», очень просты: российская кинодраматургия развивается, будущее на телевидении у неё есть. Время покажет, правильные ли это ответы.
Николай Эйхвальд