О борьбе с холестерином и «затяжном» сельдерее, о вездесущем чувстве меры, о немыслимом каторжном труде сердца и человеческой беспечности в новой исповеди Гришковца «Шепот сердца».

 

Простые декорации, свойственные всем постановкам писателя и драматурга Евгения Гришковца, ненавязчивая закадровая музыка и отсутствие каких-либо спецэффектов выгодно отличает его спектакли, где основной упор сделан на речь. Слова – главное оружие автора.

 

Во многом отрезвляющий спектакль открывает глаза на непривлекательную правду, которая, быть может, не всем нужна, но о которой все догадываются. Герой нового моноспектакля Гришковца, над созданием которого он трудился больше трех лет, – человеческое сердце, натерпевшееся и незнакомое нам. И ему есть что рассказать своему хозяину. Благодаря задумке автора сердце – наш главный друг и враг – получает право голоса и повествует о своей непростой жизни.

 

Сердце работает изо дня в день, без выходных, в его расписании нет сбоев. У сердца нет права на сон и отпуск. Сердце – главная составляющая человека, убежден автор постановки, режиссер и актер Евгений Гришковец. «Шепот сердца» – новый спектакль драматурга, который он успешно презентовал минувшим вечером в Музыкальном театре. Эта постановка сродни исповеди, как и многие другие моноспектакли Гришковца. Только на этот раз он говорит от имени сердца, говорит о себе в среднем роде, что поначалу немного непривычно (и особенно странно для мужчины, отмечает Гришковец. «Особенно в последнее время»).

 

Публика, в основном состоящая из мужчин среднего возраста, охотно воспринимала все сказанное со сцены, одобрительно кивая в знак согласия и периодически взрывая хохотом и аплодисментами зрительный зал, а временами замолкая, находя и обличая сказанное в себе. В исповеди Гришковца сердце парадоксальным образом открывается каждому зрителю. Оно прекрасно знает о любой нашей прихоти или поступке, однако что мы сами знаем о своем сердце?

 

– Я самое ужасное, что есть у тебя, Человек. Я твое сердце. Я могу тебя убить в любое время. И даже если ты застраховал свою жизнь, я могу убить тебя прямо в твоем доме, в твоей комнате, – заявляет Сердце.

 

Гришковец, предельно искренний и щедрый на эмоции, рассуждает на вечные темы, рассказывая понятным зрителю языком о тяготах «сердечной» жизни. Бесконечное погружение в негатив новостей из телевизора, чрезмерное переедание, алкоголь и кофе, бессонница и вечная неудовлетворенность самим собой, зависть и гнев становятся по разные стороны человека и сердца.

 

Автор ставит на чашу весов «маленькие радости» человека в детстве и «неутолимую жажду удовольствий», свойственную всякому взрослому человеку. Сердце констатирует печальный факт: человек с возрастом намеренно растрачивает свои силы, «по собственному желанию» насилует себя и свой организм, истово веря в то, что делает все верно, потому что по таким законам живет весь мир.

 

 

– Что ты сделал со своей жизнью, что сейчас ты даже не можешь заснуть по ночам? Вспомни, как было в молодости, как ты спал... Ты спал лежа, сидя, стоя, дома, в транспорте, на лекции, под забором, с подушкой, без подушки, днем, вечером, ночью. Ты спал вкусно. Ты спал щедро. Талааантливо. А сейчас? Что ты сделал со своей жизнью, Человек? – вопрошает сердце.

 

Говоря о человеке, сердце не перестает повторять о незнакомом этому разумному существу чувстве меры и просит его научиться правилу «золотой середины». Есть в меру, пить в меру, гневаться в меру и даже любить в меру. Поскольку любимые люди, как отмечает автор, имеют свойство болеть и умирать.

 

Говоря о смерти, сердце отмечает, что самое тяжелое для него то, что человек сам порой не хочет жить.

 

– Бывает, например, ты хочешь жить, но сердце не может – и это страшно, но это нормально. Самое страшное – это когда сердце хочет жить, а ТЫ не хочешь. Это тяжелый каторжный труд – работать, осознавая, что твоя работа никому не нужна, – отмечает оно.

 

Говоря о жизни, сердце утверждает, что жизнь есть чудо, бесценный дар, которым надо дорожить. О том, как необходимо прожить жизнь, на протяжении двух часов пытается нашептать единственный герой спектакля Сердце.

 

Постановка заканчивается обращением к зрителям: «Цените свою жизнь!» Зал, который, по замечанию автора, не пожалел в кризисное время денег на билеты и отдавший два часа своей жизни для него, аплодировал стоя. Примечательно, что в театре был полный аншлаг.

 

Алия Балтабекова