Как с помощью этнических барабанов изучить онтологию и теорию познания, знает Саша Юрков – преподаватель школы этнических барабанов Drum’n’Pipe.  (ВИДЕО)



В 2008 году на музыкальном мероприятии «Барабасы» в Парке победы Саша впервые услышал этнические барабаны. На дворе было лето, учебы никакой, а занять себя чем-то надо. Тогда ради интереса он напросился в ученики к Юре Лебедеву (основатель школы этнических барабанов Drum’n’Pipe - ред.), и «затянуло». Сейчас Юра живет и преподает в Петербурге, а Саша является полноправным и единовластным преподавателем в Drum’n’Pipe.
Африканские барабаны делятся на множество видов, мы расскажем о барабане джембе – это барабан в форме кубка, выточенный из цельного куска дерева, внутри полый, а сверху натянута козья шкура.



Барабанная философия

По специальности Саша бакалавр философских наук. После окончания средней школы встал вопрос: куда пойти учиться? Как признается Саша, учиться он не любит, поэтому при выборе факультета моментально отмел варианты быть инженером, пиарщиком, математиком, перспективы службы и работы в вооруженных силах России тоже не прельщали. Но вот философский факультет заманил своей неизведанностью: что такое философия, о чем там говорят, чему учат – не понятно, значит, надо идти! А помогло в обучении, как ни странно, новое увлечение – барабаны:

- Был у нас один профессор, Дмитрий Михайлович Федяев, на первой лекции по онтологии и теории познания он сказал: «Ребята, заведите себе хобби, хоть какое-то: марки собирайте, на машинке шейте - любое. Вам так будет проще понимать», - вспоминает Саша.
Профессором философии Саша не стал, зато теперь он один из лучших барабанщиков города.



Следуй инструкции

Чтобы овладеть экзотическим музыкальным инструментом, особых навыков вам не потребуется: ни специальное образование, ни идеальный слух большой роли не играют. Важнее научиться чувствовать себя и контролировать свое тело. Это важно и для того, чтобы избежать травм:

- В игре на барабанах, как и в любом другом занятии, нет защиты от дурака. Если ты ударишь неправильно, то тебе будет больно, и синяк останется. Обычно на первых занятиях так и получается - руки нас не слушаются, но если ты один раз ударился этим местом, то в следующий уже будешь бить правильно. Чтобы руки были целы, нужно внимательно слушать, что тебе говорят на занятии и следовать инструкциям.



ХОРОШИЙ барабан

Чтобы учиться играть на Джембе, не обязательно приобретать барабан в собственность. Для любительского уровня вполне достаточно того времени, которое вы будете проводить на занятиях. Но если вам хочется постучать дома в свободное время, то к этому вопросу нужно подойти серьезно.

- Под хорошим инструментом я понимаю приятный внешний вид и отличное звучание, звучание даже на первом месте. В Омске такой можно приобрести где-то от 8 до 15 тысяч рублей, прослужит он вам всю жизнь. Например, индонезийские барабаны Джембе, которые стоят рублей 500, я бы никому не советовал покупать. Я даже не знаю, как к ним можно применить такое громкое слово, как «музыкальный инструмент». Это скорее сувенир, который должен стоять на полке.

Заказывать в интернете можно только фирменные барабаны. Это не идеальный инструмент, зато вы точно знаете, что получите. Но Саша считает, что настоящий инструмент должен быть уникальным. Барабаны, сделанные вручную на далеком черном континенте, имеют кучу нюансов и тонкостей: в зависимости от размера чаши, натяжения кожи меняется звук. Подобрать такой инструмент сложнее, зато удовольствия от звучания вы получите больше.



Гун и дун вместо до и ре

Если посторонний человек заглянет на занятие к Саше, то вполне может подумать, что это секта, вызывающая сатану. Полукругом сидит десяток людей, у каждого барабан, при этом они издают непонятные звуки: «Гун-дун, гун-дун…» Но бежать за кадилом и святым отцом совсем необязательно. Это своеобразные ноты для барабанщиков:

- Если у пианиста есть нотная тетрадь, то мы пользуемся несколько другим методом. У нас есть несколько звуков, которые обозначают определенные удары, например: бас правой рукой называется гун, левой – дун. Перед тем как начать играть, мы просто пропеваем партию, потому что сыграть то, что ты уже произнес, намного проще, оно крепко засело в твоей голове. У африканцев мелодия строится в голове, а не в руках, поэтому, если смотреть их видеоуроки, то там вообще ничего непонятно, их набор «нот» намного богаче, чем у нас.



Марина Грудинина
Фото и видео: Юлия Саютинская