Всю свою жизнь омич Николай Классен занимается любимым делом - создает самолеты. На одном из них сегодня даже летают сотрудники МЧС России.



Мечта детства

«Делать самолеты – это моя мечта детства. Моделированием занимался с семи лет, хоть в роду не было ни пилотов, ни конструкторов, мне кажется, я уже родился с любовью к самолетам. В Таврическом районе, где прошло мое детство, мне много помогал наш сосед, который как раз ­занимался моделированием. В 80-х годах я начал работать над серьезными проектами, но те два самолета так и не закончил. Со временем их по частям раздал друзьям-знакомым».

Великолепная четверка

«Сейчас мы работаем вчетвером: конструктор Игорь Рыжков, Сергей Чернозипунников, Валерий Шестаков и я.


Валерий Шестаков


Сергей Чернозипунников

За последние четыре года вместе мы собрали три самолета, сейчас на подходе еще один. В команде работать легко, ­особенно с единомышленниками. У меня есть какое-то чутье на людей, наверное, дает о себе знать десятилетний педагогический опыт».



Сейчас команда Николая Иосифовича разрабатывает самолет нового типа. «Это пока будет экспериментальная машина. Будем отрабатывать на ней новые технические решения, позволяющие улучшить летные характеристики. А потом планируем запустить этот самолет в серийное производство. Сложность только одна – финансирование».

Первый CH 701

«Идея сделать самолет укороченного взлета и посадки типа CH 701 возникла совершенно случайно. Какое-то время я его изучал, прорабатывал каждую деталь, узел и понял, что такой самолет можно создать самому. Приобрели двигатель, а все остальное изготовили своими руками. Самолет собрали за ­восемь месяцев. Сейчас он в деле – опыляет сельскохозяйственные поля».

Спасатель «Партнер»
«Достаточно быстро у нас появился заказчик со своими чертежами. Так как в конструкцию было внесено очень большое количество изменений и улучшений, то самолет изготавливался уже в течение года.




Самолет «Партнер»

Он предназначен для маршрутных и туристических полетов, первоначального обучения технике пилотирования и выполнения патрулирования, лесоохранных и поисковых работ, а при оснащении дополнительным оборудованием его можно применять и для сельскохозяйственных работ. «Партнер» (название самолета – прим.) находится в частной собственности, но используется и для нужд МЧС России».

«Москит»
«Как-то смотрели видео на YouTube и решили, что сделать такой самолет легко. На этот раз чертежи разрабатывали сами. Конечно, их можно было купить, но зачем? У нас у самих руки золотые. (Смеется.)



Самолет «Москит»

Этот «всепогодный» маленький самолет «Москит» мы собрали всего за месяц. Сделали его буквально на одном дыхании».


Текст: Марина Грудинина
Фото: из архива героя