Режиссер Владимир Головнев: «Омску будет 300 лет, а он никак себя не «брендирует»

Молодой человек рассказал МС2 об этике документальных фильмов, проблемах российского кинематографа и поделился мыслям насчет позиционирования нашего города на федеральном уровне.

Владимир Головнев - режиссер документального кино, окончил ОмГУ им. Достоевского, живет в Екатеринбурге, является выпускником московских школ Владимира Фенченко и Марины Разбежкиной, один из основателей киностудии «Игра». Омичам он известен по фильмам «Игра» - о болельщиках ХК «Авангарда», «Анатомия чемпиона» - об Алексее Тищенко и «Не от мира сего...» - об Окунево. Режиссер рассказал МС2 об этике документальных фильмов, проблемах российского кинематографа и поделился мыслям насчет позиционирования нашего города на федеральном уровне.


Владимир Головнев в редакции журнала «Бизнес-курс», октябрь 2014 г.

Интересный феномен. Омску будет 300 лет, и он никак себя не «брендирует». Кажется, что мы здесь живем, и здесь есть жизнь. Ан нет! Как только ты перебираешься куда-нибудь, например, в Москву, ты вдруг понимаешь, что Омск и Орск для них одно и то же. Кроме сыра-косички жители других городов вообще никогда ничего не слышали про Омск. А ведь большинство из тех, кто так думает, образованные взрослые люди. Городу 300 лет, вроде как должно быть позиционирование города на федеральном уровне и на внутренней почве. Такое ощущение, что мы, в данном случае уже вы, то ли недостаточно его любите, то ли недостаточно знаете город. Многие отсюда уезжают, это напрямую связано с позиционированием самого Омска.


Презентация в Омске фильма «Анатомия чемпиона», который стал победителем и лауреатом двух международных фестивалей документального кино. Слева направо: заслуженный артист России, лауреат театральной премии «Золотая маска» Михаил Окунев (закадровый голос), режиссер Владимир Головнев, заслуженный мастер спорта России, двукратный чемпион Олимпийских игр Алексей Тищенко

Почему документальное кино?  Когда я вернулся в Омск, игровое кино находилось на нуле. На производственном уровне возможно было делать только документальное кино. Наш первый фильм был снят о путешествии православных людей на теплоходе. Судно шло по Оби через Окунево, останавливалось в разных деревушках, где пассажиры крестили язычников. Для меня было интересно, как происходит взаимодействие людей, которые мыслят по-разному. После этого фильма некоторые студии из Москвы и Екатеринбурга начали меня приглашать к себе. Здесь организовали киностудию «Игра», стали получать поддержку со стороны, сейчас эта киностудия находится в Екатеринбурге, переехала вместе с нами.

Режиссер документального кино должен уметь сливаться со стенкой. Еще ему необходимо быть внимательным, любопытным. незаметным. Никаких специальных подходов к героям доккино нет. Мы приезжаем и долгое время живем с ними. Однажды снимали «Занавес», фильм про закулисье провинциального профессионального театра.

Первые две недели съемок мы выбросили в корзину.  Вначале актеры всегда хотят казаться лучше. Это недопустимо для документального кино. Оператор должен подходить близко к героям, и не всегда с включенной камерой. Есть такая технология, чтобы герой привыкал к объективу, а оператор стал для него атрибутом мебели. За время работы мы должны уже сливаться со стенкой. Через две недели они про нас забыли, мы все время с ними сидели, кушали, не лезли к ним с советами. Продюсеры меня очень не любят, потому что я долго всегда снимаю. В отличие от режиссера игрового кино, который должен брать рупор в руки, всех строить, командовать, документалист должен быть незаметным.

Я учился на режиссера игрового кино.  Недавно мы узнали одну историю.  В провинции появился спортсмен-бегун, чьи результаты в забеге, на мой субъективный взгляд, противоречат человеческой анатомии. Он бегал так, как не может никто. Его проверяли врачи. Никаких допингов не нашли, с костями все хорошо. Оказывается, за этим скрывалась вот какая история: мальчик жил в трех километрах от центра. Его мама упала в обморок, он бежал из поселка в райцентр за помощью и не успел. С тех пор каждый раз, когда он выходил на беговую дорожку, включалась мотивация. Он выдавал то, что невозможно сопоставить с какой-то игрой логики. Износ. Понятно, что этот человек долго не прожил. По этой истории мы планируем снять игровую короткометражку, она довольно дорогая. Но мы уже с тизером этого сюжета выиграли немало призов. Некоторые жизненные истории я бы хотел рассказать именно в игровом свете. Не могу потом представить, что будет с героями, людьми, если об этом рассказать в доккино. А здесь — актеры, все совпадения случайны, никому не наврежу.  Многие режиссеры-документалисты уходили в игровое кино именно по причине этических моментов.

Этика документального кино.  У режиссера есть чувство ответственности за героя. Например, после того как «Занавес» начал работать, его начали показывать на фестивалях, у зрителей это вызвало неоднозначную реакцию. Хотя изначально сами герои фильма отреагировали на картину хорошо, отнеслись к этому как к капустнику. Потом им начали звонить коллеги, мне написали очень злое письмо, чуть ли не с проклятьями. Есть у документалистов такая точка зрения, я ее абсолютно не разделяю: «Хороший результат, если герой фильма подал на вас в суд. Значит, ты рассказал правду». Мне кажется, это просто плохой человек оказался. Некоторые откровенно жестят. Есть один режиссер, не буду назвать его имени. Когда у него на кухне умирала мама, он вместо того, чтобы помочь ей, снимал последние минуты ее жизни. Когда его спросили: «Вы как?» Он ответил: «Если бы я был врач, я бы помог. Но я режиссер, поэтому снимал». Я с такими людьми не дружу, хоть нахожусь в одной профессии. Все оттого, что жесть хавает зритель. Она вызывает ажиотаж, споры в интернете. Это связано еще и с воспитанием. Нужно разделять состояния: когда тебе любопытно и когда ты уже откровенно лезешь. Несешь ответственность перед зрителем. Это будет влиять на человека.


Оператор Павел Тихонов и режиссер Владимир Головнев

Фильм «Игра» - про болельщиков «Авангарда». Так получилось, что сначала фильм прошел на московский кинофестиваль. Оттуда пришла весточка, что мы неправильно показали фанатов. И только потом картину увидели сами герои. Им понравилось, они вступились за нас.


«Я решил показать хоккей, не показывая хоккей»

Сколько проблем у российского кино? - Это тема для отдельной диссертациии. Оно не выдерживает конкуренции с кино американским и частично европейским.  Как шутят большие продюсеры: «Те деньги, которые выделяют на фильм в России, восполнят затраты пяти минут «Аватара». Кинобизнес не является прибыльным, к нему и отношение соответствующее. Мы разоряемся. Все топовые листы в прокате - голливудские фильмы. У российского режиссера совершенно не получаются ужасы и эротика. Русское кино — это всегда эксперимент.

Валерия Крыжберская
Фото: Ян Лех и из открытых интернет-источников

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
киви27.10.2014 17:34:38
Да мы знаем и любим Омск! Только у семи нянек юбилей омска без глазу!
0
Сидор27.10.2014 17:37:39
Да, верно: косичка из сыра как бренд Омска будет круче многомиллионного ПиаРа имен тусклых и тухлых чиновников, тем более с уголовными замашками.
1
автомобилист28.10.2014 09:11:32
Бренд Омска-люди, добившиеся успеха чесным путём, своей работоспособностью, талантом.
Их много, надо показывать, расказывать, петь о них,уважать,создавать условия, чтоб не уезжали из региона, а не тупо завидовать.
О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru