Как вызвать тягу к знаниям у современного горожанина? Ответ на этот вопрос знают Диана Слива и Илья Александров, которые организовали в Омске серию публичных лекций в формате education + entertainment (образование и развлечение).

Молодые люди запустили свой социально-образовательный проект чуть больше месяца назад. За это время на 10 лекциях, посвященных истории и современности, языку и литературе, науке и искусству, побывало около 500 человек. 

Умный копипаст

Когда Илья учился на историческом факультете ОмГУ, ему не хватало знаний, которые он получал на своей специальности, поэтому наш герой стал ходить на лекции к коллегам-филологам и ­теологам и даже сдавать экзамены по некоторым их дисциплинам. Как только интернет стал повсеместно доступным, Илья стал искать интересные ему образовательные видео, пока не на­ткнулся на московские проекты ПОЛИТ.РУ и «Теории и практики». Их организаторы устраивают публичные лекции и собирают всю информацию с прошедших мероприятий у себя на сайте.

«Тогда я подумал, почему бы не сделать доступным такой формат образования у нас в городе? Все же любят говорить, что у нас нечем заняться, так вот мы можем попытаться изменить ситуацию. Для этого нам не нужны поддержка правительства или гранты. Найти лекторов и площадки на безвозмездной основе показалось мне вполне посильной задачей».

О дружбе противоположностей

Лекции, организованные ребятами, призваны собрать людей разных профессий, возрастов и социального положения: на их ­мероприятиях друг друга могут встретить, например, библиотекарь и мотогонщик, увлекающиеся историей родного города. Такая внезапная встреча может произойти в любом месте, начиная от Библиотеки им. А.С. Пушкина и стен университета ОмГУ и заканчивая фотостудией и Лицейским театром.

Средний возраст участников лекций – 24-26 лет. Изначально молодые люди ориентировались на студентов и выпускников – активных пользователей интернета, мобильную молодежь. А оказалось, что в том разнообразии тем, которые предлагает публичный лекторий, участником мероприятия может стать кто угодно – на лекцию, посвященную проблемам терроризма к ребятам приходили девятиклассники, а на лекцию «Омский герб: изобретение или открытие» – дедушка, который перепутал Public Speech с дебатами.

Время – деньги

«Главный ресурс, который мы затрачиваем с Дианой на ­проведение лекций, отнюдь не деньги, – рассказывает Илья. – За полтора месяца подготовки и месяц существования самого проекта мы потратили около 500 рублей – это минералка для лектора, кружка с фирменным логотипом и распечатка флаеров на домашнем принтере. Вот, пожалуй, и все затраты. Камеру, фотоаппарат и даже проектор нам удалось найти у себя дома. Зато наше дело отнимает колоссальное количество времени».

«Да и работать вместе нам непросто, – добавляет Диана. – Мы часто спорим на тему обязанностей. Несмотря на то, что мы договорились об их распределении еще на берегу, со временем появляются все новые и новые. Но как бы то ни было, на Илье лежат все вопросы взаимодействия с лекторами, поиск площадок, задачи технического характера. На мне – вся текстовая работа, начиная от составления анонсов и заканчивая отчетами о прошедших мероприятиях, а также общение с посетителями и работа с приглашениями в соцсетях. Я очень долго думаю, как пригласить того или иного человека на лекцию, чтобы он не пометил мое сообщение как спам. И вы знаете, людям очень нравится такой индивидуальный подход».

Верным путем идете, товарищ

Ребята поняли, что идут верным путем, когда люди начали интересоваться, не международная ли у них организация. О личной выгоде Илья говорит так: «Public Speech дает нам обоим опыт общения с разными людьми, развивает навыки общения. В обмен на эти полезные умения мы пытаемся создать в Омске какую-то подвижную интеллектуально-ориентированную среду.

Хотелось бы, чтобы получение знаний и обмен опытом стал популярным среди жителей нашего города. Наша задача – сделать досуг омичей более разнообразным. Мы хотим, чтобы мода на клубы сменилась модой на посещение лекций. Может, даже получится провести в Омске международную конференцию TED (от англ. Technology Entertainment Design – Технологии, ­развлечения, дизайн – частный ­некоммерческий фонд в США, известный прежде всего своими ежегодными конференциями), повторив опыт пермяков и москвичей, это повысило бы престиж города и улучшило бы его имидж. У них же получилось, а чем мы хуже?»

В своих размышлениях молодые люди не занудствуют – они не собирают слушателей, чтобы поговорить о курсе физики за седьмой класс. Гости Public Speech имели возможность ­послушать доктора филологических наук ОмГУ Ларису ­Бутакову и ее лекцию «Русский язык на грани нервного срыва, или Не дождетесь», аспиранта исторического факультета ОмГУ Ольгу Метель, размышлявшей об образе Иисуса Христа в современной культуре, поговорить с обладателем Первой Омской фотопремии в номинации «Фотограф года» (Omsk Photo Awards, 2013 г.) Ириной Браной о мире сказочной фотографии и узнать, что думает путешественник, блогер, бизнесмен и travel-фотограф Сергей Доля о ресторанном бизнесе и экологических проектах.

Прибыли проект пока не приносит. Диана отмечает: «В том виде, в котором проект существует сейчас, коммерческой отдачи от него ждать не приходится. Любое установление цены на лекцию снижает уровень слушателей почти до нулевой отметки». Со временем, думают ребята, им, возможно, придется побороться за какой-нибудь грант – для оплаты труда интересных ораторов, не согласных читать лекции на безвозмездной основе. Именно так они смогут сохранить первоначальный формат. В планах молодых людей также есть проведение платных мастер-классов с ограниченным количеством участников наряду с лекциями.


ПОДСЛУШАНО: После лекции Елены Щетининой, посвященной теории и практике писательского ремесла, ребятам впервые поступило предложение сделать серию лекций о коммерческой литературе, тонкостях стилистики отдельных текстов, тактике писательского ремесла и наиболее часто встречающихся в литературе штампах.

ПОДСМОТРЕНО: После визита на Public Speech члена геральдической коллегии Евгения Груздова, автора принятого в первом чтении проекта нового герба Омска, на ребят обрушился шквал вопросов по поводу их политических взглядов. После этого в их официальной группе «ВКонтакте» была размещена информация о том, что ни к каким политическим организациям отношения они не имеют, а о политике и эзотерике не рассуждают принципиально.

ПОДМЕЧЕНО: Ирина Брана не держит в тайне алгоритм претворения в жизнь своих идей: главное – это вдохновение, а не аппаратура. Фотограф рассказала, что многие платья для съемок она покупает на барахолке, а реквизит – на распродажах в магазинах «Все для праздника».

Текст: Ирина Ильиченко. Фото: Ирина Губарева