В пятницу 13-го в «Пятом театре», накануне закрытия очередного сезона, решили заранее отметить грядущее 200-летие Михаила Лермонтова. Правда, спектакль до последнего анонсируемый как «Герой нашего времени» в итоге вышел на зрителя с названием «Лермонтов.Предчувствие».  (Фоторепортаж)


Анастасия Шевелева в роли Веры

Скорее всего, в ходе репетиций постановки режиссером Денисом Хуснияровым изначальная идея перешла в несколько иное качество. Ведь создание спектакля, как гласит пресс-релиз «Пятого театра» "в непривычном для российского театрального искусства жанре devised theatre, предполагающем, что литературная основа является лишь отправной точкой для актерских импровизаций, из которых впоследствии сложится действо", не всегда приводит к результату прогнозируемому.


Актер Роман Дряблов в поисках героя

Как итог, герой нашего времени не найден, а есть лишь предчувствие его поисков. Надо признать весьма красивое предчувствие. Визуальный ряд явно превалирует над вербальной составляющей.



Художник-постановщик Николай Слободяник и его коллега, отвечающий за световое оформление, Евгений Ганзбург сделали все, чтобы фото и видео спектакля были эффектными. На сцене песок, символизирующий течение времени, манекены, заменяющие собой массовку, на актерах костюмы, больше подходящие для танцоров сontemporary dance.


Так, исполнитель роли Лермонтова в одной из сцен появляется в белье телесного цвета: такая обнажающая правда современного прочтения классика.


Актеры Роман Колотухин и Ольга Ванькова

Почти ничего не напоминает, что действие романа Лермонтова «Герой нашего времени» происходит два века назад.



Впрочем, и сам текст произведения использован весьма условно. От классического сочинения Михаила Юрьевича осталось немного, лишь то, что привлекло внимание актеров Романа Колотухина, Романа Дряблова, Артема Кукушкина, Ольги Ваньковой, Анастасии Шевелевой, Марии Старосельцевой и Марии Токаревой.


Нина и Арбенин из "Маскарада" в исполнении Ольги Ваньковой и Романа Колотухина

К «Герою…» добавили еще фрагменты из драмы «Маскарад» и поэмы «Демон». Одним словом, тем, кто с произведениями Лермонтова не слишком знаком сложно будет понять, что и как, когда на сцене в разных фрагментах появляются три Печорина.

Хотя, можно не зацикливаться на том, какого автора играют исполнители, ведь получается совершенно иное нелермонтовское действо. Лишенное эпохи, но наполненное медитативностью и временами страстью. Хореограф Наталья Каспарова заставила актеров танцевать не хуже профессионалов в этой области.



Начальное «Болеро» Равеля и вальс Хачатуряна из «Маскарада» в финале завораживают. Порой жалеешь, что Каспарова не стала соавтором-режиссером у Хусниярова - настолько концептуально выверена ее хореография.

Стоит похвалить труппу «Пятого театра», которая подошла к премьере с абсолютно готовым продуктом, не делая скидки, как некоторые коллеги, что постановка к 10-15 показу «наиграется». А то, что при этом зрители этих полутора десятков спектаклей чувствуют себя подопытными кроликами, никого не волнует. У «Пятого» все готово. Если сказано, что генеральный прогон начнется в 19 ч. - он так и начинается. Если в программке значится, что спектакль в одном действии длится 1 час 45 минут - он ровно столько и идет. 



Напомним, режиссер постановки Денис Хуснияров, выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства 2009 года, работал в театрах Санкт-Петербурга, Таллина, Выборга, Москвы. В мае 2013 года его спектакль «Платонов. Живя главной жизнью», созданный по прозе Платонова, был представлен в программе IX Омского международного фестиваля «Молодые театры России». В этом же году он стал «Лучшим молодым режиссером 2013 года» по версии жюри театральной премии «Прорыв», Санкт-Петербург.

Василий Романов
Фото: Диана Огородникова