Какой хозяин лучше: либеральный, который пойдет на уступки, или жесткий, нацеленный на результат?! Горьковские «Враги», поставленные Георгием Цхвиравой, и об этом тоже. А еще, о том, что «продать» тебя за здорово живешь, могут самые близкие люди.

Что и произошло на сцене Академической драмы. Героя заслуженного артиста России Михаила Окунева, купца Скроботова, выдает рабочим его завода брат совладельца проекта, алкоголик Яков, чем, собственно, и решает судьбу активного бизнесмена. Капиталиста убивают недовольные решением закрыть предприятие, где они трудятся, рабочие. 


(слева-направо) Заслуженный артист России Александр Гончарук в роли юриста Николая Скроботова и заслуженный артист России Михаил Окунев  в роли его брата купца Михаила Скроботова

Скроботов и Захар Бардин, роль которого исполняет народный артист России Валерий Алексеев, как сказали бы сейчас, партнеры по бизнесу. Они вместе управляют заводом, куда полностью вложился финансово герой Окунева. Именно поэтому ему необходимо считаться с мнением миндальничающего с рабочими Алексеева. В любом другом случае Скроботов, несомненно, не стал бы церемониться с Бардиным, который сам говорит, что он больше помещик, чем промышленник. 


Ирина Герасимова в роли Полины Бардиной и народный артист России Валерий Алексеев в роли ее супруга Захара Бардина

Но… Долговременное отсутствие героя Окунева привело к единоличному управлению заводом его партнера, что, по мнению первого, плохо сказалось на общей атмосфере. И правда, рабочие заговорили о своих правах- о нежелании работать с мастером, верным владельцам, но грубым с пролетариатом.

  Пьеса «Враги» написана «буревестником революции» в 1906 году и почти сразу была запрещена. Если честно, запрещать ее можно и сейчас – слишком о нынешнем времени написал Горький. Скроботов его словами поливает правительство, и кажется, что говорит он о современных нам властителях. Во всяком случае как думают о них многие россияне. 

«Объясните мне, почему за границей все в порядке?!» – заявляют благополучные герои «Врагов», озвучивая расхожую современную точку зрения. Российские госСМИ уверяют, что и за рубежами нашей Родины сегодня не все в порядке – у них свои проблемы. Впрочем, для элиты, подробно выписанной Горьким, проблем нет и там. Согласитесь, актуально?!

Цхвирава выбрал пьесу, которую не стыдно будет показать в рамках 4 Международного фестиваля «Академия», проводимого Омской академической Драмой. 19 июня спектакль значится в афише этого форума, что абсолютно правильно – вывезти на какой-то другой смотр своих «Врагов» «академики» вряд ли смогут. Очень большой состав задействован на сцене, декорации хоть и на вид легкие, но обильные, да еще бассейн, ради которого пришлось даже зачехлить часть престижных рядов в зале.

Омский главный режиссер сделал три действия примерно по 40-45 минут. Где-то на 50 минуте «Врагов» на сцене появляется даже настоящий трактор, который вывозит уже убитого рабочими купца Скроботова. Его вдова, хоть и меняющая, по словам компаньонов Бардиных, по двух любовников за сезон, безутешна. Анна Ходюн в этой роли беспощадна и органична.

«Лишь после третьего спектакля почувствовали себя свободно в материале», – признался МС2 один из участников постановки. На первый взгляд кажется, что на третий акт всех исполнителей не хватает. Что вполне можно было бы сократить его до 10 минут и присоединить ко второму. Но Цхвирава режиссер подробный и в
этом тоже прелесть постановки. Все-таки Горький не терпит не трепетного к себе отношения.

Крайняя слева Анна Ходюн 

Не во всем понятен финал. Георгий Цхвирава сделал победителями рабочих. Хотя его постановка не о борьбе капиталистов и пролетариата, как он сам уверял некоторые СМИ. Зато много о том, что враги везде. И, прежде всего, внутренние – в самом себе. Наиболее свободной от них у режиссера оказалась героиня Екатерины Потаповой, которая играет актрису, жену Якова Бардина. Она как бы наблюдает за всеми со стороны. Но и ее стороннего взгляда не хватает на финал.


Екатерина Потапова в роли Татьяны Бардиной

Возможно, к «Академии» внутренние смыслы омских «Врагов» станут явственней. Я же рассказываю о первых впечатлениях, а они не всегда совпадают с тем, как воспринимается уже «наигранный» спектакль.

Важная деталь для безлошадных зрителей: благодаря деятельности Омского департамента транспорта уехать теперь в районе 10 вечера от Омского академического театра драмы, как можно это было сделать еще не так давно, теперь нельзя. Так что, насладившись Горьким, будьте готовы к горькому разочарованию от работы омского общественного транспорта.

Василий Романов 

Фото с сайта Омского академического театра драмы